Об аттестации нештатных формирований

17 Мая 2018

 

Наиболее общими организационно-правовыми формами сил и средств в нашей стране, привлекаемых к решению задач ГО и ЧС, являются аварийно-спасательные службы (АСС) и аварийно-спасательные формирования (АСФ). Федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» для выполнения работ по предупреждению и ликвидации ЧС предусмотрена возможность создания трех типов АСФ:

- на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования (ПАСФ);

- на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ);

- на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.

НАСФ занимает среди них значительный сектор. Однако нештатная основа не позволяет относить такие структуры к силам постоянной готовности. Ведь члены этих формирований в обычном режиме деятельности (когда нет ЧС, аварий и инцидентов) постоянно заняты на основных местах работы. Они прерывают ее только временно – для ликвидации конкретных ЧС при их возникновении на обслуживаемых объектах повышенной опасности.

Одной из главных целей создания НАСФ является предупреждение ЧС и их локализация на ранних стадиях возникновения, спасение людей и материальных ценностей, создание условий, препятствующих усугублению ситуации и способствующих скорейшему восстановлению работоспособности объекта. Эти задачи решаются до прибытия основных сил и средств постоянной готовности.

При создании НАСФ учитываются наличие и возможности других сил и средств на конкретном объекте (территории), включая штатные АСС и АСФ. Основные требования (нормы, условия, правила) создания и деятельности НАСФ представлены в законодательстве, нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области ГО и ЧС, а также аттестации АСФ и входящих в их состав спасателей. На нештатные формирования распространяются многие требования и рекомендации, единые (общие) для различных типов АСФ, но есть и специальные требования, учитывающие их особенности.

НАША СПРАВКА

К общим требованиям для всех типов АСФ можно отнести: профессиональное обучение личного состава, оснащение аварийно-спасательными средствами, оперативность реагирования и локализации ЧС, обязательность гарантий и компенсаций спасателям (в том числе страхования). Имеются также соответствующие требования к системам управления (связи, оповещения), к обеспечению возможности продолжительной работы в отрыве от основной базы, к выбору СИЗ, технологии ведения аварийно-спасательных работ, охране труда и технике безопасности. Кроме этого, необходимо не реже одного раза в три года проходить аттестацию и др.

Специальные требования к НАСФ учитывают:

- предназначение формирования и состав решаемых им задач (в зависимости от наличия и возможностей сил взаимодействия);

- места базирования и размещения сил и средств;

- комплектование личным составом;

- возможности привлечения к выполнению аварийно-спасательных и других работ, а также поддержания готовности к реагированию.

Поскольку нештатные АСФ не относятся к силам постоянной готовности, на них не распространяются требования, касающиеся профессиональных формирований. Имеются в виду несение круглосуточного дежурства дежурной сменой; обеспечение оперативным автотранспортом, оборудованным спецсигналами; привлечение личного состава к ликвидации ЧС на других объектах и территориях вне зоны ответственности НАСФ. Однако отметим, что дифференцированные требования к ПАСФ и НАСФ носят условный характер. В некоторых случаях, например, при значительной удаленности сил постоянной готовности – требования, адресованные профессиональным АСФ, учредителем формирования могут быть распространены и на нештатные.

Порядок создания НАСФ установлен приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». В нем также определены основы подготовки, оснащения и применения этих сил.

НАСФ могут иметь различное предназначение, в том числе для решения задач:

- в условиях ЧС по планам предупреждения и ликвидации ЧС;

- гражданской обороны по планам ГО и защиты населения;

- иных, в зависимости от местных условий при наличии подготовленного персонала и материально-технической базы.

В первом случае из перечисленных НАСФ действуют в рамках системы РСЧС с учетом требований Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794. Их предназначение определено ст. 10 Федерального закона от 22 февраля 2017 г. № 22-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», предусматривающей обеспечение готовности формирований к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

 

НАША СПРАВКА

Аттестация – это процедура определения соответствия аттестуемых лиц предъявляемым к ним обязательным требованиям и готовности к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательное формирование с учетом его предназначения и стоящих перед ним задач в строгом соответствии с законодательством. Целью аттестации является проведение экспертной оценки возможности аттестуемых выполнять заявленные виды аварийно-спасательных работ (а именно: действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС). Аттестацию проводят созданные в установленном порядке аттестационные органы (комиссии), которые в соответствии с имеющимися у них полномочиями наделяют службы, формирования, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, правом ведения аварийно-спасательных работ (или лишают его ранее аттестованных).

Предназначенное для предупреждения и ликвидации ЧС НАСФ подлежит аттестации в обязательном порядке. По ее результатам формирование наделяется полномочиями на право ведения в условиях ЧС одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ. Аттестованному НАСФ комиссия выдает свидетельство об аттестации.

При этом порядок проведения аттестации одинаков для всех типов АСФ. Он установлен Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091.

Аттестационные комиссии при рассмотрении документов, представленных для аттестации формирований и спасателей, должны также руководствоваться решениями (рекомендациями) полномочных органов, коими по Положению о проведении аттестации являются МАК.

Заметим, что формирования, удовлетворяющие всем требованиям и рекомендациям и обеспечивающие готовность к выполнению задач по ликвидации ЧС, как правило, аттестуют без проблем. Однако порой возникает ситуация, когда в аттестационную комиссию поступают документы, оформленные в полном соответствии с требованиями Порядка создания НАСФ, но тем не менее они не проходят аттестацию.

Связано это с тем, что Федеральный закон от 23 августа 1995 г. № 151, а также приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 не уточняют, должна ли проводиться аттестация НАСФ по его деятельности в области ГО и выполнению других задач, не связанных с ликвидацией ЧС. Это одна из причин, затрудняющих аттестацию формирования. В таких случаях следует руководствоваться п. 2 Положения о проведении аттестации, согласно которому она осуществляется только на право ведения аварийно-спасательных работ. А вот разрешения на ведение иных работ, в том числе на выполнение задач ГО, аттестационные комиссии не дают, поскольку не обладают такими полномочиями. Так что эти вопросы с учетом существующего законодательства решает сама организация, создавшая НАСФ.

При всем вышесказанном нельзя однозначно утверждать, что все требования и рекомендации, касающиеся создания, деятельности и аттестации НАСФ, четко прописаны, полностью взаимоувязаны и синхронизированы в нашем законодательстве. Поэтому подчас и возникают проблемы, включая вопросы аттестации формирований, когда те или иные положения в нормативных правовых актах в чем-то не совпадают. Думается, в дальнейшем в ходе совершенствования этих документов таких несовпадений будет становиться все меньше.

 

НАША СПРАВКА

При создании НАСФ, подготовке их к аттестации и обеспечении успешной деятельности в рамках РСЧС следует руководствоваться:

- требованиями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, регулирующими отношения по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе непосредственно затрагивающими деятельность АСФ и спасателей;

- законодательством о ГО (в том числе Порядком создания НАСФ) и об аттестации;

- методическими рекомендациями МАК;

- локальными актами, принятыми органами исполнительной власти, создавшими в соответствии с законодательством собственные аттестационные комиссии; а также аттестационными комиссиями по не урегулированным иным способом вопросам и головными компаниями для своих дочерних и зависимых организаций, филиалов, являющимися учредителями НАСФ.



От редакции

dmitriev_2016124226.png

 

 

Евгений Дмитриев

Темой этого номера стал безопасный летний отдых.Лето, без всяких сомнений, самое любимое время года для большинства из нас. Пора сбывающихся надежд, дол-гожданных отпусков и путешествий в дальние страны. Вот и нынешнее начало летнего сезона не стало исключени-ем. Успели и жарой насладиться, и покупаться, и поболеть… В хорошем смысле этого слова. Ведь никогда еще у нас в стране не проходили битвы за мировое футбольное первенство. И уж тем более – мало кто ожидал, что российская команда впервые в истории сможет выйти из отборочного тура и дойти до четвертьфинала, обыграв сильных соперни-ков, включая испанцев!Но чтобы ничто не смогло омрачить наш отдых, сотрудники МЧС России максимальное внимание уделяют вопро-сам предупреждения происшествий на воде. Во всех регионах страны прово...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Май »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все