Повестка дня 2030

14 Июня 2018

 На прошедшем в марте в Женеве Региональном форуме по устойчивому развитию, организованному Европейской экономической комиссией ООН, МСУОБ ООН и другими организациями, МЧС России представляла главный научный сотрудник ВНИИ ГОЧС, доктор технических наук Елена Арефьева. По возвращении оттуда она поделилась с редакцией журнала своими впечатлениями от поездки.

 

На открытии мероприятия, посвященного реализации целей устойчивого развития «Повестки дня 2030», с приветственными речами выступили председатель Регионального форума, специальный представитель по глобальному устойчивому развитию Швейцарии г-н М. Гербер, председатель Экономического и Социального Совета, Постоянный представитель Чешской Республики при ООН в Нью-Йорке г-жа Мария Чатардова, исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии ООН г-жа Ольга Альгаерова и др.

Форум явился подготовительным совещанием для Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию, который состоится в июле 2018 г. в Нью-Йорке. Участники в основном обменялись опытом и мнениями по вопросам устойчивого развития, включая обсуждение вопросов синергетического взаимовлияния и взаимообусловленности различных городских сфер, обеспечивающих устойчивость местных сообществ.

 

Цели развития

В современных условиях глобализирующегося мира деятельность международных организаций и создаваемых ими национальных структур и сообществ в области защиты населения и территории от угроз и опасностей природного и техногенного характера, с каждым годом становится все более важной.

В сентябре 2015 г. в ходе встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, состоявшейся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, 193 государства – члены ООН официально приняли новую программу в области устойчивого развития: «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

Эта повестка дня была разработана с учетом достижений целей развития тысячелетия, принятых в 2000 г. и определивших деятельность в области развития в течение прошедших 15 лет. Под устойчивым развитием понимается развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности.

Новая повестка дня основывается на целях и принципах Устава ООН, включая полное уважение международного права. В нее заложены положения Всеобщей декларации прав человека, международных договоров по правам человека, Декларации тысячелетия и Итогового документа Всемирного саммита 2005 г. Всего повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. включает 17 целей и 169 задач (им посвящен специальный сайт ООН, о котором можно прочитать в постоянной рубрике журнала «Поисковик»).

 

НАША СПРАВКА

 

Основными угрозами и вызовами в области устойчивого развития, связанными со стихийными бедствиями, с авариями и катастрофами, в соответствии с повесткой дня являются: негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды, включая опустынивание, засухи, деградацию земель; изменение климата, приводящее к росту температуры в мире, повышению уровня Мирового океана и, как следствие, частым и интенсивным стихийным бедствиям.

 

Формирование первого отчета по достижению показателей целей устойчивого развития предполагается по завершении I квартала 2018 г. Большую роль в деятельности по повышению устойчивости и снижению риска бедствий играют ООН и другие международные организации, такие как МОГО, Международный Комитет Красного Креста и Красного полумесяца.

Организация Объединенных Наций учредила Международную стратегию уменьшения опасности бедствий (МСУОБ ООН) в качестве глобальной основы для деятельности, направленной на обеспечение устойчивости всех обществ к воздействию природных опасностей и связанных с ними технологических и экологических катастроф в целях уменьшения людских, экономических и социальных потерь. Эта стратегия предусматривает корректировку концепции, в рамках которой главное внимание должно уделяться уже не мерам по ликвидации последствий катастрофы, а управлению рисками за счет включения мер по уменьшению опасности бедствий в качестве одного из компонентов в деятельность по обеспечению устойчивого развития.

Осуществление стратегии предполагает установление партнерских отношений между правительствами, организациями гражданского общества, учреждениями ООН, научными кругами, средствами массовой информации, а также заинтересованными лицами из числа тех, кто занимается вопросами уменьшения опасности бедствий.

В основе же глобального подхода к оценке риска бедствий природного и антропогенного характера лежит Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг. (СРП). Надо отметить, что показатели целей устойчивого развития и глобальные показатели прогресса выполнения СРП тесно связаны между собой.

 

НАША СПРАВКА

 

Задача реализации СРП в Российской Федерации – обеспечить всестороннюю деятельность по снижению рисков бедствий. Эта деятельность должна охватывать все ведомственные структуры на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, муниципальном и объектовом уровнях в рамках функционирования РСЧС. Реализация СРП в нашей стране определена в «Основах государственной политики Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 2030 года», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11.01.2018 г. № 12, и в «Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны до 2030 года», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20.12.2016 г. № 696.

 

Место и роль МЧС России

Деятельность чрезвычайного ведомства по реализации стратегических приоритетов СРП осуществляется в формате совершенствования функционирования РСЧС. Основное внимание сфокусировано на таких задачах, как:

- анализ и управление рисками чрезвычайных ситуаций на всех уровнях системы РСЧС, мониторинг и прогнозирование угроз ЧС на основе системы ЦУКСов, обмен информацией как по исполнительской вертикали РСЧС, так и по горизонтали – с заинтересованными организациями и населением;

- совершенствование управления и координации действий соответствующих органов государственной законодательной и исполнительной власти, органов самоуправления, ведомств и организаций в области повышения устойчивости городов;

- укрепление научно-технического, социально-экономического, медико-санитарного, культурного и образовательного потенциала противодействия ЧС;

- развитие систем раннего оповещения населения, повышение готовности и обеспечение эффективного реагирования, восстановления, реабилитации и реконструкции перед лицом различных природных и техногенных угроз;

- расширение международного сотрудничества между государствами и международными организациями, развитыми и развивающимися странами.

 

Круглые столы

Елена Арефьева была одним из спикеров на круглом столе, посвященном рассмотрению реализации одиннадцатой цели устойчивого развития «Повестки дня 2030». Будучи членом межведомственной рабочей группы при Администрации Президента РФ по формированию показателей этих целей, она выступила с докладом «О некоторых подходах к оценке устойчивости городов в аспекте снижения риска бедствий» и проинформировала о том, как строится работа по данному направлению во ВНИИ ГОЧС. В частности, были затронуты вопросы адаптации инструментария МСУОБ ООН по оценке устойчивости городов к бедствиям и рассмотрен опыт российских городов, включившихся в глобальную кампанию ООН «Мой город готовится». Особую заинтересованность у аудитории вызвала информация об отечественных программно-вычислительных комплексах: динамического анализа риска, ПК «Граница», дистанционной оценки риска.

Кроме этого, участники круглого стола поговорили о повышении устойчивости городов в условиях глобальных климатических изменений и процессов урбанизации, а также о сборе и обработке дезагрегированных данных для формирования индикаторов оценки устойчивости городов.

Шли обсуждения и на других круглых столах форума. Нас же интересовал больше всего один из подходов реализации СРП на местном уровне, который получил широкое распространение благодаря кампании «Мой город готовится», основная цель которой заключается в вовлечении всех членов общества в деятельность по снижению риска бедствий.

 

Города – в действии

Кампания ООН «Мой город готовится» руководствуется десятью принципами, которые регламентируют деятельность городских властей в области снижения рисков. В соответствии с решением руководства МЧС России национальным координатором по реализации глобальной кампании в Российской Федерации является ВНИИ ГОЧС МЧС России, осуществляющий всю координационную, научную, информационную и методическую поддержку работ в данной области.

В январе прошлого года в институт были приглашены представители Управления ООН по уменьшению опасности бедствий для проведения обучающего семинара с представителями администраций первых шести городов, ставших участниками глобальной кампании ООН «Мой город готовится» (Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Буйнакск, Дербент, Каспийск). В рамках мероприятия состоялся обмен мнениями, были выявлены пробелы в подходах к снижению риска бедствий на местах.

Сейчас идет масштабная работа по созданию и сопряжению инструментария и технологии оценки риска ЧС для территорий субъектов РФ и муниципальных образований на основе анализа угроз, потенциала противодействия, устойчивости и уязвимости с учетом выполнения приоритетов СРП. В частности, сотрудники ВНИИ ГОЧС Ирина Олтян, Елена Арефьева, Алексей Верескун совместно с Российским научным обществом анализа риска провели обучающий семинар для городов Дагестана, в котором приняли участие 60 человек, среди которых были председатели комиссий по ЧС из всех муниципальных образований республики.

В проведении второго такого семинара по программе «Мой город готовится» в Казани принял участие сотрудник ВНИИ ГОЧС Игорь Сосунов. В мероприятии приняли участие около 30 человек, включая председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям городов Татарстана.

 

Оценка рисков

В нашей стране реализовано и успешно работает несколько механизмов и инструментов по оценке риска. Во всех муниципальных образованиях и субъектах – это программный комплекс динамического анализа риска по видовому спектру чрезвычайных ситуаций, который содержит статистическую информацию о произошедших ЧС за период с 1992 г. Этот программный продукт постоянно обновляется на основе информации, поступающей от всех муниципальных образований в НЦУКС МЧС России.

Активно внедряется во всех городах также аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», который объединяет на единой информационной основе все существующие городские системы видеонаблюдения, оперативных служб, мониторинга и прогнозирования опасностей и др. АПК реализуется на базе муниципальных ЕДДС и является прообразом построения «Умных городов».

Кроме того, во ВНИИ ГОЧС совместно с Российским научным обществом анализа риска начали разрабатывать новый инструментарий по дистанционной оценке риска на основе анализа трех его составляющих: опасности, уязвимости и потенциала противодействия.

Основная идея дистанционной оценки риска заключается в том, что сведения для оценки должны быть получены из открытых баз данных, автоматически запрашиваться и обрабатываться без привлечения экспертов. В методологии дистанционной оценки риска, разработанной в рамках этой работы, за основу взяты те же три составляющие индекса риска: опасности, уязвимость и потенциал противодействия. Однако компонентами каждой из составляющих будут рассматриваться компоненты, адаптированные для российской действительности.

 

НАША СПРАВКА

 

Основные открытые данные нашего государства находятся на информационных порталах:

- открытых данных Российской Федерации;

- федеральных органов исполнительной власти;

- органов исполнительной власти субъектов РФ;

- местных органов исполнительной власти.

 

Сейчас программный комплекс дистанционной оценки риска реализован на основе открытых данных по Краснодарскому краю. По каждому показателю глава субъекта (губернатор) может оперативно получать сравнительную оценку муниципальных образований, выявлять среди них авангардные и арьергардные. Также граждане могут знакомиться с результатами независимой дистанционной оценки риска.

КСТАТИ

В настоящее время ведется работа по адаптации к РФ инструментария глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится» и обеспечению реализации этого плана, как реализация Сендайской рамочной программы на местном уровне в городах РФ; совершенствовать научно-методический аппарат, технологию в области дистанционной независимой оценки устойчивости городских территорий к бедствиям; отражать деятельность по повышению устойчивости городских территорий на сайте «Сейдай-Россия» www.srpsrb.org; способствовать вовлечению образовательных структур в деятельность по оценке риска.

По материалам ВНИИ ГОЧС МЧС России. Фото ВНИИ ГОЧС, Степана Змачинского и из открытых источников



От редакции

dmitriev_2016124226.png

 

 

Евгений Дмитриев

Темой этого номера стал безопасный летний отдых.Лето, без всяких сомнений, самое любимое время года для большинства из нас. Пора сбывающихся надежд, дол-гожданных отпусков и путешествий в дальние страны. Вот и нынешнее начало летнего сезона не стало исключени-ем. Успели и жарой насладиться, и покупаться, и поболеть… В хорошем смысле этого слова. Ведь никогда еще у нас в стране не проходили битвы за мировое футбольное первенство. И уж тем более – мало кто ожидал, что российская команда впервые в истории сможет выйти из отборочного тура и дойти до четвертьфинала, обыграв сильных соперни-ков, включая испанцев!Но чтобы ничто не смогло омрачить наш отдых, сотрудники МЧС России максимальное внимание уделяют вопро-сам предупреждения происшествий на воде. Во всех регионах страны прово...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Май »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все