Новые ориентиры ГО

28 Августа 2018

Евгений Дмитриев, наш корреспондент. Фото Владимира Смолякова и из архива редакции

 

Важным мероприятием деловой программы Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность – 2018» стало Всероссийское совещание по проблемам гражданской обороны и защиты населения с руководителями федеральных и субъектовых органов исполнительной власти.

 

В ходе обмена мнениями на совещании были затронуты многие актуальные вопросы. Среди них: выполнение федеральных целевых программ в области безопасности, выделение основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной сфере, стимулирование внедрения новейших отечественных технологий и разработок, развитие взаимодействия между представителями властных структур, МЧС России и бизнеса в целях повышения эффективности выполнения стоящих перед ними задач и др.

С докладом об основных итогах работы по реализации Основ государственной политики в области гражданской обороны в 2017–2018 гг. выступил заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям Павел Барышев. Он обрисовал общую ситуацию в стране, отметил, что развитие сегодня происходит на фоне новых угроз, имеющих комплексный, взаимосвязанный характер, в условиях политического, экономического, военного и информационного давления. При этом подчеркнул, что гражданская оборона была и остается одной из важных составляющих системы обеспечения национальной безопасности.

В таких условиях впервые отдельно разрабатываются планы ГО для мирного и для военного времени. В частности, он сказал, что «гражданская оборона будет осуществляться при угрозе агрессии или непосредственной агрессии со стороны вероятного противника». Понятно, что в связи с этим предусматривается провести большую и серьезную работу по внесению изменений в имеющееся федеральное законодательство о гражданской обороне и приведению в соответствие с ним всех подзаконных нормативных правовых актов. Вся эта деятельность будет осуществляться с учетом особенностей конкретных территорий.

Отдельный блок задач связан с совершенствованием методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в условиях ЧС и военных конфликтов. Особое внимание предстоит уделить разработке комплекса мер по обеспечению населения защитными сооружениями ГО в соответствии с прогнозируемыми угрозами. Павел Барышев предупредил, что в этом году пройдет полная инвентаризация защитных сооружений.

В рамках работы по данному направлению уже оптимизированы нормы создания защитных сооружений для населения и работников организаций с учетом конкретных рисков. И конечно, предстоит продолжить мероприятия по своевременной утилизации хранящихся свыше установленного срока средств индивидуальной защиты с одновременной компенсацией их новейшими образцами. Условия хранения СИЗОД также требуют тщательной проверки.

Кроме того, согласно положениям Основ госполитики в области ГО должны быть разработаны многовариантные способы эвакуации населения.

Заместитель губернатора Челябинской области Сергей Шаль рассказал участникам совещания о том, как в этом регионе обстоят дела с обеспечением средствами коллективной защиты. По его словам, на территории области имеются 2 155 защитных сооружений (ЗС), из них 1 093 радиационных укрытия. Такое их количество здесь появилось в силу исторически сложившихся обстоятельств, и сейчас обеспеченность населения защитными сооружениями в регионе составляет 100 %. Показатель же готовности ЗС на 1 мая 2018 г. – 63,8 %.

Но в области много внимания уделяют поддержанию в порядке и ремонту защитных сооружений, на что выделяются бюджетные деньги. А поскольку существенная часть ЗС принадлежит крупным промышленным предприятиям и холдингам, то и они не остаются в стороне от этой работы. Для стимулирования данного процесса среди них ежегодно проводится конкурс на лучшее защитное сооружение.

В качестве проблемы были названы трудности перевода ЗС из одной формы собственности в другую, а также нецелесообразность содержания сооружений, потерявших от времени свои защитные свойства.

Министр ГО и ЧС Краснодарского края – заместитель председателя КЧС и ПБ краевой администрации Сергей Капустин выступил с сообщением о развитии на своей территории систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС. Они кардинально изменили подход к решению этой задачи в интересах решения ее на качественно новом уровне.

Технической платформой здесь была взята созданная пять лет назад уникальная по тому времени оперативная система контроля и мониторинга паводковой обстановки. В ее составе сегодня 188 гидропостов, работающих в круглосуточном режиме. Одновременно в муниципальных образованиях началась работа по созданию системы экстренного оповещения населения, на что было затрачено более 400 млн рублей. Обе эти системы действуют в комплексе и уже неоднократно подтвердили свою эффективность, что позволило избежать многих человеческих жертв и крупных материальных ущербов при различных ЧС. С 2015 г. здесь ни разу не допустили перехода возникавших чрезвычайных ситуаций на региональный уровень, тем более выше.

А временно осуществляющий полномочия председателя Комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области Валерий Рогачев поделился опытом повышения качества подготовки должностных лиц органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций в области ГО и защиты населения. Для этого был создан и функционирует учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Уровень данного учреждения подчеркивает тот факт, что его деятельность четырежды признавалась лучшей в Южном федеральном округе. Так что это наглядный пример для всех, кто хотел бы наладить данную работу в своих регионах.

Результатом Всероссийского совещания стал документ, получивший статус рекомендаций. В нем в целях дальнейшего развития ГО с учетом характера потенциальных угроз мирного и военного времени рекомендуется считать вопросы организации и ведения гражданской обороны одним из основных направлений деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; продолжить развитие ГО в соответствии с основными направлениями Основ госполитики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 г.; принять, что главным критерием эффективности реализации государственной политики в области ГО является достижение требуемых показателей состояния национальной безопасности нашей страны.

 

Это важно

В целях обеспечения новых подходов к зонированию территорий с учетом возможных рисков на конкретных территориях внесены изменения в свод правил «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» (СП 165.1325800.2014 от 24.10.2017 № 1471/пр).

Утвержден новый перечень из 12 рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и Методические рекомендации с образцами (модельными актами) законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в области ГО.

Одним из основных новых документов перечня стал Закон о гражданской обороне субъекта Российской Федерации. При этом, по состоянию на сегодняшний день, такой закон принят в 16 субъектах Российской Федерации.

Актуализированы с учетом современных рисков и угроз порядок и показатели для отнесения организаций к категориям по ГО, а также территорий к группам по ГО с учетом особенностей регионов. Утвержден новый перечень территорий, отнесенных к группам по ГО.

 

Из рекомендаций Всероссийского совещания по проблемам ГО и защиты населения

МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ:

- обеспечить ежегодное проведение анализа сведений о достигнутых показателях эффективности реализации государственной политики в области ГО и представление их в Правительство РФ в составе докладов о состоянии ГО;

- разработать методику оценки возможной обстановки с учетом современных сценариев развития военных конфликтов и ЧС в мирное и военное время;

- организовать и обеспечить разработку Плана ГО и защиты населения страны на плановый период 2020–2025 гг.;

- организовать в 2018 г. проведение федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ инвентаризации ЗС ГО на местах;

- продолжить работу по внедрению принципа приоритетности профилактических мероприятий в надзорной деятельности в области ГО, в том числе путем разработки перечней обязательных требований для каждого вида субъектов надзора;

- обеспечить завершение в 2020 г. формирования единой системы требований (правил), предъявляемых к проведению мероприятий по ГО;

- обеспечить эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО;

- продолжить внедрение современных технологий и технических средств управления в кризисных ситуациях в деятельность НЦУКС и ЦУКС МЧС России, обеспечить должный уровень укомплектованности их специалистами по управлению рисками;

- обеспечить периодическое проведение совместных занятий, тренировок, учений с использованием единой сети электросвязи РФ и других технических средств передачи информации для доведения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС, в целях гарантированного доведения данных сигналов и информации не менее чем до 90 % населения в установленные сроки;

- обеспечить продолжение научных исследований, направленных на формирование новых методов, средств и способов проведения мероприятий по ГО с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

- завершить формирование единых технических требований к продукции, предназначенной для нужд ГО;

- продолжить работу по совершенствованию норм и правил инженерно-технических мероприятий ГО при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства и контроля их выполнения, в том числе путем актуализации сводов правил по защитным сооружениям и инженерно-техническим мероприятиям в области ГО;

- продолжить развитие единой сети наблюдения и лабораторного контроля ГО и защиты населения, которая обеспечит своевременное обнаружение и индикацию любых опасностей для окружающей среды и человека;

- организовать разработку типовых образцов средств индивидуальной и коллективной защиты;

- продолжить осуществление мероприятий, направленных на эффективное функционирование системы учета объектов ГО, методическое руководство и контроль их создания и поддержания в готовности к использованию;

- совместно с ведущими научными организациями МЧС России сформировать законодательную и методическую базу по внедрению многовариантных подходов к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- обеспечить готовность спасательных воинских формирований МЧС России, в том числе путем повышения классной квалификации спасателей и аттестации;

- продолжить создание запасов материальных средств для оснащения сил МЧС России, а также поставку современной техники и экипировки в формирования;

- продолжить работу по совершенствованию организационно-штатной структуры и оснащению сил МЧС России с учетом обеспечения их оперативной переброски всеми видами транспорта, включая авиационный;

- сформировать организационно-штатные структуры специальных формирований, создаваемых в военное время для решения задач ГО, а также распределить их по территории страны с учетом опасностей и угроз, характерных для конкретных регионов;

- организовать и обеспечить проведение плановых мероприятий по взаимодействию органов управления при решении задач в области ГО с применением автоматизированных средств управления;

- организовать работу по утверждению профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и среднего профессионального образования;

- продолжить проведение штабных тренировок по ГО с привлечением органов управления и сил ГО федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций;

- продолжить работу, направленную на поддержание и укрепление отношений с иностранными государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями, выполнение обязательств Российской Федерации, продвижение за рубежом отечественных пожарно-спасательных технологий и подходов к антикризисному управлению.



От редакции

dmitriev_2016124226.png

 

 

Евгений Дмитриев

Темой этого номера стал безопасный летний отдых.Лето, без всяких сомнений, самое любимое время года для большинства из нас. Пора сбывающихся надежд, дол-гожданных отпусков и путешествий в дальние страны. Вот и нынешнее начало летнего сезона не стало исключени-ем. Успели и жарой насладиться, и покупаться, и поболеть… В хорошем смысле этого слова. Ведь никогда еще у нас в стране не проходили битвы за мировое футбольное первенство. И уж тем более – мало кто ожидал, что российская команда впервые в истории сможет выйти из отборочного тура и дойти до четвертьфинала, обыграв сильных соперни-ков, включая испанцев!Но чтобы ничто не смогло омрачить наш отдых, сотрудники МЧС России максимальное внимание уделяют вопро-сам предупреждения происшествий на воде. Во всех регионах страны прово...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Август »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все