Новые подходы к подготовке руководителей по ГО и ЧС

28 Августа 2018

Николай Твердохлебов, ст. науч. сотр. ВНИИ ГОЧС МЧС России. Фото Владимира Веленгурина, Игоря Герасева, Владимира Смолякова и из архива редакции

 

Культура безопасности жизнедеятельности характеризуется уровнем готовности различных групп населения в данной области и осознанной потребностью каждого соблюдать нормы и правила безопасного поведения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.07 – 2014.

 

В МЧС России 2018 г. объявлен Годом культуры безопасности жизнедеятельности. В связи с этим специалисты чрезвычайного ведомства планируют совместно с регионами и органами местного самоуправления подготовить и обучить основам безопасности все категории населения. Граждане Российской Федерации должны знать риски, опасности, угрозы и особенности регионов, в которых они проживают, должны знать приемы оказания само- и взаимопомощи. И не менее важно научить людей своевременно обращаться к спасателям за помощью.

При формировании культуры безопасности жизнедеятельности следует учитывать весь спектр существующих опасностей. При этом, на наш взгляд, важной остается подготовка всех групп населения в области защиты от ЧС, ГО пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Деятельность по привитию людям необходимых знаний, умений и навыков по защите от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, пожарах и военных конфликтах или вследствие их, а также по воспитанию внутренней осознанной потребности следовать существующим нормам и правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении опасностей, должна осуществляться на протяжении всей жизни человека. В этом процессе непосредственно участвуют семья, организации, в том числе общественные, органы местного самоуправления и государственной власти.

 

Практика показывает, что эффективность выполнения задач по защите населения, материальных, культурных ценностей и территорий от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах, напрямую зависит от уровня подготовки прежде всего руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Это явно прослеживается при анализе ряда крупных ЧС последнего времени. Назовем, в частности, пожар в ночном клубе «Хромая лошадь» (Пермь, 2009 г.), унесший жизни 156 человек; лесные и торфяные пожары, которые бушевали в 2010 г. в 20 регионах России; наводнение в Крымске (2012 г.), когда погибли более 150 человек; мощнейший паводок на Дальнем Востоке (2013 г.), общий ущерб от которого оценивался в 527 млрд рублей; наконец, трагедию в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в Кемерово (2018 г.).

Одной из основных причин тяжелых последствий всех этих бедствий являлись неадекватные действия местных органов власти в целом и их руководителей по предупреждению и своевременному реагированию на ЧС.

Отметим, что функции руководителей в области защиты населения и территорий от ЧС значительно расширены с учетом поручения Президента России от 18.10.2017 г. № Пр-2107. В этом документе наряду с прочим определено, что функции председателей комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъектов РФ будут возложены на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов.

Однако пока что среди нынешних руководителей мало лиц, получивших специальную подготовку в сфере управления рисками в целом и мероприятиями ГО и ЧС в частности. Поэтому многим из них часто приходится организовывать защиту населения, материальных и культурных ценностей в случае бедствий не на основе знаний в данной области, а руководствуясь преимущественно интуицией, здравым смыслом и методом проб и ошибок. Так что требуется активизировать работу по совершенствованию подготовки руководителей в области ГО и ЧС.

Основанием для этого служат требования постановлений Правительства РФ от 4.09.2003 г. № 547«О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 2.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны». Согласно этим документам подготовка руководителей в указанных сферах является обязательной и осуществляется в рамках единой системы обучения населения по ГО и ЧС, которая функционирует на федеральном, региональном, местном и объектовом уровнях.

 

Руководители организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и объектов, продолжающих работу в военное время, кроме вышеуказанных форм, обязаны проходить еще курсовое обучение в области ГО – не реже одного раза в пять лет.

Вместе с тем практика свидетельствует, что даже те руководители, которые в полном объеме прошли все предусмотренные постановлениями Правительства РФ формы подготовки, в случае угрозы и возникновения ЧС нередко теряются при принятии решения, организации выполнения задач по защите населения, материальных и культурных ценностей.

К сожалению, в ходе уникальных и крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на местах не всегда заблаговременно и качественно выполняются противопаводковые мероприятия и меры по реагированию на комплекс неблагоприятных погодных условий. Требуется постоянное участие правительственной комиссии по ЧС в целях своевременного введения режимов чрезвычайной ситуации.

В связи с этим, очевидно, есть необходимость совершенствовать подготовку руководителей в области ГО и ЧС. И на первый план, думается, должно быть поставлено повышение эффективности реализации существующих форм их подготовки. Так, научные исследования показывают, что для подъема уровня компетенции руководителей в вопросах ГО и ЧС необходимо разработать и внедрить в практику «Рекомендации по реализации существующих форм подготовки руководителей в области ГО и ЧС».

В таком методическом документе важно отразить не только основные задачи, формы и содержание обучения указанных должностных лиц, но и подробно раскрыть основные направления деятельности органов управления гражданской обороной и постоянно действующих органов управления РСЧС по реализации каждой формы подготовки руководителей, определенной Правительством РФ.

Рекомендации должны стать методической основой для должностных лиц ГО и РСЧС всех уровней, руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Практическое использование Рекомендаций, на наш взгляд, будет способствовать существенному повышению эффективности реализации установленных форм подготовки руководителей.

Однако для освоения всех предусмотренных на сегодня форм подготовки руководителей требуется значительное время. А ведь опасности, присущие ЧС и военным конфликтам, могут возникнуть в любой момент после избрания (назначения) на должность руководителя. И ему сразу же потребуется принимать решения по организации защиты населения, материальных ценностей и территорий. И цена этих решений может измеряться человеческими жизнями и значительным ущербом. Выход из этого положения видится в изыскании и внедрении новых форм подготовки. И в Основах госполитики Российской Федерации на период до 2030 г. определено, что одним из мероприятий в области ГО является «разработка и внедрение новых форм подготовки».

Но изыскивая эти новые формы, следует учитывать положение руководителей в обществе. Ведь речь идет об обучении взрослых людей, которые уже получили образование и имеют большой опыт работы, в том числе руководящей. Это, как правило, сложившиеся личности с обширным кругом профессиональных знаний, умений и навыков. Они достаточно успешные люди, имеющие немалый жизненный и профессиональный опыт. Лидеры, люди с высоким уровнем ответственности не только за собственные действия, но и за действия своих подчиненных, склонные к принятию самостоятельных решений и имеющие высокий уровень независимости. Это практики, которых отличает ориентация на конкретные результаты, а не общие рассуждения.

Учитывая сказанное, наиболее приемлемой формой подготовки руководителей может стать индивидуальный тренинг по руководству гражданской обороной и защитой от ЧС. Такая форма должна реализовываться не позднее трех месяцев после избрания (назначения) руководителей на должность и под непосредственным руководством руководителя (или его заместителя) вышестоящего органа управления гражданской обороной.

Например, индивидуальный тренинг с вновь избранными руководителями субъектов РФ должен проводить глава МЧС России или по его поручению один из его заместителей. С руководителями муниципальных районов и городских округов субъекта РФ – начальник Главного управления МЧС России по субъекту РФ. С руководителями поселений, входящих в муниципальный район или городской округ, – руководитель структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны соответствующего муниципального района (городского округа).

Продолжительность индивидуального тренинга может составлять один-два дня.

Практическое внедрение предлагаемого направления совершенствования подготовки руководителей по вопросам ГО и ЧС будет способствовать своевременному и качественному получению ими необходимых знаний, умений и навыков. В условиях, когда сохраняются существующие риски и появляются новые вызовы и угрозы безопасности нашей жизнедеятельности, это позволит повысить уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.

 

НАША СПРАВКА


Приоритетные направления в деле защиты от ЧС и  мероприятий по повышению уровня защищенности граждан и объектов экономики от пожаров, определенные в Основах государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий, и пожарной безопасности на период до 2030 г.:

 

- формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения в контексте реализации прав граждан и осуществления ими своих обязанностей в области защиты от ЧС;

- проведение массовых мероприятий (тренингов, лекций, встреч с гражданами и иных) в целях формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения;

- обучение людей мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре;

- совершенствование организации подготовки населения в области защиты от ЧС с использованием современных методик и технических средств обучения.


 

Знания, умения и навыки, которые должны получить руководители в рамках единой системы обучения населения по ГО и ЧС:

 

в ходе обучения по программам общего, среднего профессионального и высшего образования в рамках изучения предмета «ОБЖ» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

в ходе практической деятельности путем усвоения своих функциональных обязанностей по ГО и ЧС, а также самостоятельного изучения нормативных, методических документов и литературы по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по ГО и ЧС;

- путем участия в учениях и тренировках по ГО и ЧС.


 

Основные задачи обучения руководителей в ходе индивидуального тренинга:

 

- систематизация сведений по опасностям, которые могут возникнуть в случае ЧС или военного конфликта, с учетом особенностей конкретного региона, муниципального образования или организации;

- изучение планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС соответствующего уровня;

- усвоение алгоритма действий руководителя по организации и выполнению мероприятий ГО и защиты от ЧС;

- оценка наличия и состояния имеющихся сил и средств ГО и РСЧС, а также соответствия их возможностей объемам и срокам выполнения возлагаемых на них задач.

- изучение реального состояния гражданской обороны и подсистемы РСЧС конкретного звена;

- предоставление руководителям возможности творчески осмыслить свою повседневную работу с учетом необходимости решения задач ГО и защиты населения и территорий от ЧС.

 

Для того чтобы внедрить данную форму подготовки, представляется необходимым:

- закрепить ее нормативно путем внесения изменений в постановления Правительства РФ, регламентирующие порядок подготовки населения в области ГО и ЧС;

- разработать рекомендации по организации и проведению «индивидуального тренинга по руководству гражданской обороной и защитой от ЧС»;

- подготовить перечень вопросов для получения обучаемыми необходимого объема знаний по ГО и ЧС с учетом имеющихся у конкретного руководителя компетенций и образовательного уровня;

- предусмотреть обеспечение руководителей нужной литературой, учебно-методическими пособиями и разработками;

- организовать проведение консультаций по наиболее сложным вопросам, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

- спланировать оказание конкретной методической помощи, прежде всего на уровне муниципальных образований, в планировании и проведении учений, тренировок, других мероприятий ГО и ЧС.



От редакции

dmitriev_2016124226.png

 

 

Евгений Дмитриев

Темой этого номера стал безопасный летний отдых.Лето, без всяких сомнений, самое любимое время года для большинства из нас. Пора сбывающихся надежд, дол-гожданных отпусков и путешествий в дальние страны. Вот и нынешнее начало летнего сезона не стало исключени-ем. Успели и жарой насладиться, и покупаться, и поболеть… В хорошем смысле этого слова. Ведь никогда еще у нас в стране не проходили битвы за мировое футбольное первенство. И уж тем более – мало кто ожидал, что российская команда впервые в истории сможет выйти из отборочного тура и дойти до четвертьфинала, обыграв сильных соперни-ков, включая испанцев!Но чтобы ничто не смогло омрачить наш отдых, сотрудники МЧС России максимальное внимание уделяют вопро-сам предупреждения происшествий на воде. Во всех регионах страны прово...

Исторический календарь

« Ноябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все