На пути цифровых преобразований

28 Августа 2018

Андрей Сохоев, наш корреспондент. Фото Степана Змачинского, Владимира Смолякова и из архива редакции

 

Одним из путей повышения эффективности проводимой в стране работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций является развитие в регионах комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСБЖ).

 

Создание и функционирование КСБЖ в субъектах РФ с 2010 по 2018 г. осуществлялось в соответствии с концепцией, утвержденной МЧС России, МВД России и ФСБ России восемь лет назад. Работа в данном направлении строилась в основном за счет точечного внедрения отдельных систем мониторинга и прогнозирования, а финансировалась из бюджетов всех уровней – от объектовых до федерального. В целом информресурсы органами управления РСЧС используются в соответствии с решаемыми на местах задачами. Но вместе с тем директор Департамента гражданской защиты МЧС России Андрей Лутошкин на одном из заседаний коллегии МЧС России отметил, что в ходе работы по развитию КСБЖ и реализации мер по объединению всех информационных ресурсов РСЧС на единой платформе выявился ряд проблем.

Во-первых, это отсутствие четкого нормативного правового регулирования создания КСБЖ: до сих пор в законодательстве не раскрыты понятие КСБЖ, ее структура, вопросы функционирования.

Во-вторых, слишком высока стоимость разработки специализированного программного продукта, в котором объединяются информационные потоки от ранее созданных систем. Ведь все существующие системы мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений формировались в целях реализации конкретных задач в сфере деятельности федеральных структур, регионов и организаций и потому имеют различные организационные и технические параметры.

В-третьих, в органах управления РСЧС не хватает специалистов, способных правильно использовать информацию от разноведомственных систем, а также соответствующих программ их подготовки.

Наконец, существует некая размытость финансовых инструментов создания и развития КСБЖ, низкая инвестиционная привлекательность проектов по формированию систем мониторинга и прогнозирования. Законодательством Российской Федерации четко установлены нормы создания только соответствующих систем в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с применением механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Таким образом, ситуация в регионах, связанная с бюджетными ограничениями, и достигнутые за последнее десятилетие результаты по созданию информационно-управляющих и мониторинговых систем заставляют перенаправить вектор от интенсивной разработки новых технологий к эффективному использованию имеющейся инфраструктуры.

Исходя из этого специалисты Департамента гражданской защиты МЧС России сформулировали основные приоритеты развития комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в субъектах РФ на ближайшую перспективу.

Первый приоритет: использование ранее достигнутых результатов по созданию мониторинговых и управляющих систем обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения субъектов РФ для снижения затрат бюджетов всех уровней.

Дело в том, что за последние годы на территориях регионов страны появилось значительное количество автоматизированных систем, предназначенных для обеспечения защиты от ЧС, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. МЧС России совместно с субъектами РФ провели инвентаризацию этих систем. Результат впечатляющий – более 160 из них непосредственно обеспечивают безопасность населения и территорий. Помимо этого муниципалитеты и регионы самостоятельно внедрили еще около 1 тыс. различных технологических решений, которые могут быть использованы в составе КСБЖ.

Тем временем продолжается реализация масштабных и дорогостоящих проектов, таких как развитие системы-112 и ЭРА-ГЛОНАСС, АПК «Безопасный город». В ежедневной деятельности все активнее используются данные системы космического мониторинга и оперативно доводятся до глав регионов и муниципалитетов. При этом субъекты РФ самостоятельно модернизируют системы информирования и оповещения населения, внедряют сегменты систем мониторинга паводковой обстановки, контроля функционирования жилищно-коммунального хозяйства, «Лесной дозор» и др. Все это позволяет существенно снизить время и повысить эффективность реагирования на кризисные ситуации и происшествия, тем самым значительно увеличить количество спасенных людей.

 

Интересен для использования опыт МОГО. На площадке организации разработаны специальные программные средства мониторинга обстановки, формирования баз данных различных объектов инфраструктуры и их текущего состояния, мониторинга информационного поля и блогосферы. Целесообразно организовать демонстрацию этих достижений в ходе конгрессов, конференций, выставок и других массовых мероприятий, проводимых МЧС России.

 

Кроме того, в рамках реализации мероприятий ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» создана комплексная система природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области. Построены ее отдельные компоненты в Курской, Липецкой, Самарской и Тульской областях, Ставропольском крае и Республике Мордовия. За счет средств федерального бюджета разработаны механизмы повышения эффективности реализации регионами задач, возложенных на территориальные подсистемы РСЧС. Настало время передать все эти наработки субъектам РФ и в дальнейшем их совершенствовать. А накопленный опыт будет полезен другим регионам. Использование же внедренных решений снизит как финансовые, так и временные затраты на создание КСБЖ на территориях.

Второй приоритет: совершенствование механизмов взаимодействия органов управления РСЧС на всех уровнях с использованием возможностей информационно-телекоммуникационных технологий.

В настоящее время информационное взаимодействие в рамках РСЧС реализуются в соответствии с действующей нормативной базой. Оно направлено на решение важнейшей задачи – повышение оперативности и эффективности помощи людям в ЧС и других сложных жизненных обстоятельствах.

Постановлением Правительства Российской Федерации Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России наделен функциями по внедрению единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Оперативная дежурная смена НЦУКС использует данные более 30 информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти. И сегодня на федеральном уровне решены все вопросы взаимодействия органов управления РСЧС. Заключены соглашения об информационном взаимодействии и регламенты информационного обмена.

Вместе с этим в регионах еще необходимо активно поработать над урегулированием ряда вопросов взаимодействия и обмена информацией, а также подготовки специалистов оперативных дежурных смен к работе с базами данных и расчетными задачами.

Третий приоритет: совершенствование нормативной правовой и методической базы для дальнейшего развития КСБЖ.

С учетом существующих сегодня условий ВНИИ ГОЧС совместно с Департаментом гражданской защиты МЧС России разработали и согласовали со структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами министерства основные положения новой Концепции КСБЖ. В ней учтены современные требования, предъявляемые государством к дальнейшему развитию информационных технологий и систем.

При этом одновременно с развитием КСБЖ не предусматривается создание каких-либо новых информационно-телекоммуникационных технологий. Но будет реализовываться основное направление – обеспечение информационного взаимодействия органов управления для оперативного и эффективного оказания помощи людям. Важно также, чтобы координаторами создания и дальнейшего развития основных сегментов КСБЖ, обеспечивающих решение задач органов управления и сил РСЧС в сфере безопасности жизнедеятельности населения, являлись соответствующие федеральные органы исполнительной власти, региональные структуры и организации.

Принятие Концепции КСБЖ позволит развивать комплексные системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов РФ и обеспечит развитие человеческого потенциала также в сферах безопасности граждан и государства в целом. В итоге будет усовершенствовано межведомственное взаимодействие, повысится эффективность государственного и муниципального антикризисного управления.

 

НАША СПРАВКА

В качестве источника финансирования развития КСБЖ могут быть бюджеты субъектов РФ, а также финансовые средства, направленные на осуществление программы «Цифровая экономика», в которой предусмотрена реализация направлений по различным сферам деятельности, в том числе создание «умных городов» и государственное управление (включая контрольно-надзорную деятельность).



От редакции

dmitriev_2016124226.png

 

 

Евгений Дмитриев

Темой этого номера стал безопасный летний отдых.Лето, без всяких сомнений, самое любимое время года для большинства из нас. Пора сбывающихся надежд, дол-гожданных отпусков и путешествий в дальние страны. Вот и нынешнее начало летнего сезона не стало исключени-ем. Успели и жарой насладиться, и покупаться, и поболеть… В хорошем смысле этого слова. Ведь никогда еще у нас в стране не проходили битвы за мировое футбольное первенство. И уж тем более – мало кто ожидал, что российская команда впервые в истории сможет выйти из отборочного тура и дойти до четвертьфинала, обыграв сильных соперни-ков, включая испанцев!Но чтобы ничто не смогло омрачить наш отдых, сотрудники МЧС России максимальное внимание уделяют вопро-сам предупреждения происшествий на воде. Во всех регионах страны прово...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Март »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все