Рекомендации по повышению эффективности деятельности ЕДДС

14 Февраля 2020

Окончание. Начало в «ГЗ» № 1

 

Структура ЕДДС

Деятельность единой дежурно-диспетчерской службы как соответствующего юридического лица (муниципального казенного учреждения) определяется п. 4.1 Положения о ЕДДС. Согласно ему единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (МО) включает в себя: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, комплекс средств автоматизации (КСА).

 

Руководство ЕДДС

Общее руководство единой дежурно-диспетчерской службой МО осуществляет руководитель органа местного самоуправления, непосредственное – начальник ЕДДС муниципального образования.

В состав руководства ЕДДС входят начальник и его заместитель. В муниципальных образованиях с высокой численностью населения по решению органов местного самоуправления в руководство ЕДДС могут входить два заместителя: по управлению и средствам связи; по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.

 

Дежурно-диспетчерский персонал

ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления).

В соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2016 количество специалистов в оперативной смене зависит от категории ЕДДС (она определяется численностью населения на обслуживаемой территории), а также от характеристик муниципального образования (наличие потенциально опасных объектов, состояние транспортной инфраструктуры, криминогенной обстановки и т. п.).

Организационная структура единой дежурно-диспетчерской службы определяется документами технического проекта, согласуется с ГУ МЧС России по субъекту. Рекомендуемая численность сотрудников ЕДДС приведена в таблице.

 

№ п/п

 

Наименование должности

 

 

 

Количество (чел.) в зависимости от категории МО

I

больше
1 млн

II

250 тыс. –

1 млн

III

100 тыс. – 250 тыс.

IV

50 тыс. –
100 тыс.

V

меньше
50 тыс.

1

Начальник ЕДДС

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

2

Заместитель начальника ЕДДС

2

 

1–2

 

1

 

1

 

1

 

3

Старший оперативный дежурный

5

1

5

1

5

1

5

1

5

1

4

Помощник старшего оперативного дежурного

10

2

10

2

5

1

 

 

 

 

5

Оперативный дежурный /
диспетчер ЕДДС*

45

10

27

6

18

4

9

2

 

 

6

Оператор/диспетчер системы-112**

>8

ТП

>8

ТП

>8

ТП

>8

ТП

>8

ТП

7

Аналитик

17

4

13

3

5

1

 

 

 

 

8

Специалист службы
технической поддержки

>5

>1

5

1

5

1

1

 

1

 

Итого

 

20–25

 

15–20

 

10–15

 

5–15

 

2–5

/ Оперативная дежурная смена (вторая колонка).

* Должность определяется организационной структурой, согласованной ГУ МЧС России и утвержденной органами местного самоуправления.

** Количество определятся технической документацией на создание системы-112.

 

 

 

При изменении организационной структуры ЕДДС согласно технической и нормативной документации соответствующие изменения вносятся и в должностные обязанности, в функции сотрудников, уточняются их области ответственности и полномочия. Для разъяснения изменений с сотрудниками проводятся обучающие мероприятия.

 

Пункт управления

Пункт управления – это здание (сооружение, помещение), предназначенное для работы дежурно-диспетчерского персонала и оснащенное необходимыми техническими средствами управления, связи и оповещения. Согласно Положению о единой дежурно-диспетчерской службе пункт управления ЕДДС размещается в помещениях, предоставляемых органом местного самоуправления. Условия функционирования и характеристики окружающей среды в помещениях ЕДДС с учетом ее развития и совершенствования, создания автоматизированной системы должны соответствовать требованиям СанНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требованиям к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ».

 

Технические средства управления, связи и оповещения

При разработке проектно-технической документации на создание ЕДДС необходимо предусмотреть ее оснащенность средствами управления, связи и оповещения, достаточную для выполнения задач единой дежурно-диспетчерской службы, указанных в ГОСТ 22.7.01-2016. Для обеспечения качественной связи следует заменить имеющиеся каналы связи, если их пропускная способность не позволяет ЕДДС осуществить все функции в полном объеме с учетом определенных технической документацией вероятностно-временных характеристик, требований по резервированию. С ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ, с дежурно-диспетчерскими службами, действующими на территории муниципального образования, должны быть организованы прямые телефонные каналы связи.

 

Комплекс средств автоматизации

Комплекс средств автоматизации единой дежурно-диспетчерской службы предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС своих функций.

В состав КСА службы входят общее и специальное программное обеспечение, технические средства автоматизации.

КСА ЕДДС должен сопрягаться с существующими в муниципальном образовании смежными автоматизированными и информационно-аналитическими системами в области безопасности в ЧС (включая АПК «Безопасный город»), с вышестоящими системами различного уровня, вплоть до федерального, в том числе такими, как система-112 субъекта Российской Федерации, КСОБЖН, АИУС РСЧС, а также с местными и вышестоящими системами мониторинга, оповещения и информирования, лабораторного контроля и др.

Совместимость КСА ЕДДС с внешними системами достигается за счет использования:

- единых общероссийских, региональных и ведомственных классификаторов и справочников;

- стандартизированных и широко распространенных протоколов и технологий (например, JSON, XML/SOAP, HTTP/HTTPS, SSL, Ethernet, TCP/IP).

Для сопряжения с АИУС РСЧС могут потребоваться защищенный канал связи с ведомственной цифровой сетью связи и передачи данных МЧС России, а также реализация программного протокола взаимодействия (API) ЕИПП АИУС РСЧС-2030, предоставляемого МЧС России.

Решения по интерфейсам и регламентам взаимодействия, выбору специального программного обеспечения должны приниматься на стадии технического проектирования. При создании КСА ЕДДС предлагается использовать специальное программное обеспечение, рекомендованное МЧС России. Оно соответствует требованиям, установленным по результатам апробации, проведенной на Стенде Генерального конструктора АИУС РСЧС.

Во всех единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований в границах одного субъекта РФ целесообразно задействовать единое программное обеспечение КСА ЕДДС и технические средства, удовлетворяющие единым техническим требованиям.

 

НАША СПРАВКА

Рекомендуемый состав технических средств ЕДДС:

- АРМ специалистов оперативной дежурной смены;

- АРМ руководства и обслуживающего персонала;

- активное оборудование локальной вычислительной сети;

- структурированная кабельная сеть;

- серверное оборудование;

- специализированные средства хранения данных;

- АРМ управления местной системой оповещения;

- средства видеоотображения коллективного пользования и системы видео-конференц-связи;

- средства связи и автоматизации управления, в том числе радиосвязи;

- средства оповещения руководящего состава и населения;

- средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;

- оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры);

- метеостанция;

- приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

 

Серверное оборудование выбирается на основании результатов анализа требуемой производительности оборудования для приложений или сервисов, планируемых для работы на выбираемых серверах.

Серверная платформа должна иметь подтвержденный производителем план ее существования и развития не менее чем на пять лет с момента поставки. Кроме этого, она должна быть совместимой с другими элементами КСА ЕДДС. По части серверного ядра оптимальным предполагается применение решений на базе отказоустойчивого серверного кластера и резервированного хранилища данных, объединенных в резервированную высокоскоростную вычислительную сеть с организацией гарантированного электропитания.

Следует также принять необходимые организационные и технические решения для обеспечения работоспособности КСА ЕДДС в минимальном функционале автоматизированного приема и обработки информации и взаимодействия с ДДС в случае сбоев оборудования (в резервированном режиме).

 

Требования к видам технических средств

В качестве технического обеспечения комплекса средств автоматизации КСА ЕДДС должны применяться:

- вычислительные серверы;

- система хранения данных;

- система резервного копирования;

- высокоскоростная сеть передачи данных;

- телекоммуникационное оборудование;

- локальная вычислительная сеть;

- структурированная кабельная система;

- система гарантированного электроснабжения;

- комплекс средств защиты информации.

Количественный и качественный состав КСА ЕДДС уточняется на стадии технического проектирования в ходе обследования и определения уровня технической оснащенности объектов автоматизации.

Архитектура технического решения должна иметь возможность масштабирования, обеспечивать надежность работы и простоту обслуживания, минимальные потребление энергии и время восстановления после сбоев, а также защищенность.

 

Ввод в действие КСА ЕДДС в муниципальном образовании

Ввод в действие КСА ЕДДС на территории МО включает в себя:

- закупку и поставку оборудования;

- строительно-монтажные и пусконаладочные работы;

- интеграцию автоматизированных и информационно-аналитических систем;

- подготовку персонала;

- предварительные испытания;

- опытную эксплуатацию;

- приемочные испытания (их проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 34.603 «Испытания АС»).

Финансирование создания и развития ЕДДС муниципального образования осуществляется за счет средств МО и субъекта РФ.

 

НАША СПРАВКА

Основные нормативно-правовые акты:

- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;

- Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

- Указ Президента России от 28 декабря 2010 г. № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации»;

- постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями и дополнениями от 14 апреля 2015 г.);

- постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;

- постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112”»;

- Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденное протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28 августа 2015 г. № 7;

- Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 2446 р;

- ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения».

 

Фото из архива редакции



От редакции

Наступивший 2020 г. богат на юбилейные даты. Прежде всего, это, конечно, год 75-летия Победы советского народа и нашей могучей армии над фашизмом во Второй мировой войне. Также в этом году исполняется 30 лет Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Впрочем, это совсем не означает, что впереди нас ждут исключительно юбилейные мероприятия и праздничная атмосфера. Специфика работы в нашем ведомстве особенная. И носит она характер чрезвычайный. Так что со страниц нашего журнала не исчезнут материалы об истории становления министерства, о его героях и операциях, вошедших в золотой фонд аварийно-спасательного дела. А поскольку любая круглая дата – серьезный повод проанализировать пройденный путь и по...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Апрель »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все