Гражданская защита как единая государственная система

20 Мая 2020

Владимир Абрамов, канд. воен. наук, вед. науч. сотр. ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России. Фото из открытых источников

 

Автор обосновывает структурную схему и основные свойства и отношения между элементами и подсистемами системы гражданской защиты Российской Федерации.

На основе рассмотрения соотношения исследуемых понятий с категориями философии, выявления свойств и отношений существующих систем, подсистем и образующих их элементов даются теоретические обоснования структурной схемы системы гражданской защиты Российской Федерации в русле свойств и отношений соответствующих категорий философии и основных понятий общей теории систем.

Анализ положения дел в области природной, техногенной и военной безопасности на современном этапе и прогноз возможных основных опасностей и угроз на перспективу показывает, что на территории России сохраняется высокая степень риска возникновения природных катаклизмов, техногенных катастроф, инфекционных и вирусных заболеваний, террористических актов, не исключена возможность возникновения и военных конфликтов и войн. Эти опасности и угрозы требуют принятия мер по обеспечению гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства, решения существующих проблем на государственном уровне, совершенствования и дальнейшего развития систем РСЧС и гражданской обороны.
Одним из наиболее реальных путей повышения эффективности функционирования систем безопасности, наряду с совершенствованием отдельных их элементов, является интеграция РСЧС и ГО в единую государственную систему гражданской защиты.

НАША СПРАВКА
Основными факторами интеграции РСЧС и гражданской обороны в единую государственную систему гражданской защиты Российской Федерации являются:
- изменение взглядов на ведение современных войн, что связано с принятием доктрин ограниченного применения ядерного оружия, запрещением и уничтожением химического оружия, появлением новых видов оружия на новых физических принципах;
- расширение задач гражданской обороны в связи с использованием политических, экономических, информационных и других видов борьбы, расширением масштабов применения высокоточного оружия;
- возрастание количества и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вследствие чего фактически перемешались задачи мирного и военного времени по защите населения и территорий;
- необходимость сократить расходы на содержание систем гражданской обороны и РСЧС и поднять потенциал объединенной системы гражданской защиты на более высокий уровень.

Термин «гражданская защита Российской Федерации» необходимо рассматривать:
- как иерархическую многоуровневую систему, имеющую определенную организационную и структурную схему, подсистемы, элементы, закономерности, свойства и отношения, возникающие между подсистемами и элементами на всех уровнях;
- как теорию, систему знаний о характере, закономерностях возникновения ЧС в мирное время, а также в период подготовки и ведения военных действий, о путях их предотвращения, о строительстве и подготовке системы гражданской защиты МЧС России и в целом государства к проведению АСДНР и выполнению мероприятий защиты;
- как процесс, совокупность выполняемых АСДНР и мероприятий защиты, которым необходимо управлять;
- как наивысшую форму ведения АСДНР и выполнения мероприятий защиты, представляющую собой совокупность спасательных кампаний, операций, действий, а также АСДНР и мероприятий защиты, согласованных по целям, задачам, месту и времени, проводимых по единому замыслу и плану в течение определенного времени и под единым руководством.
В данной статье термин «гражданская защита Российской Федерации» рассматривается как сложная, иерархическая, организационная система.

НАША СПРАВКА
Термин «гражданская защита Российской Федерации» является более предпочтительным при рассмотрении проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера по следующим причинам:
- он объединяет в себе все вышеназванные факторы со всеми их смысловыми нагрузками, что косвенно содействует их интеграции в единую систему на мирное и военное время;
- достаточно полно соответствует содержанию терминов «противодействие ЧС», «защита населения и территорий», «предупреждение и ликвидация ЧС»;
- более точен, так как фактическим смыслом деятельности в рассматриваемой области является защита, а не противодействие, как оборона;
- аналогичен названию подобных областей деятельности и систем многих государств, в этой связи существенно упрощает международное сотрудничество;
- сохраняет преемственность международных правовых документов, сформулированных применительно к гражданской обороне.

Анализ концептуальных моделей функционирования систем ГО, РСЧС и МЧС показывает главный недостаток существующих систем защиты – это в основном дублирование функций по защите населения и территорий и неопределенность ответственности должностных лиц при проведении АСДНР и выполнении мероприятий по защите.
Ключевыми принципами создания, построения и функционирования системы гражданской защиты Российской Федерации являются:
- принцип единоначалия;
- заблаговременность подготовки государства к ведению гражданской защиты в военное время;
- совместимость с существующей системой государственной власти в России;
- соответствие структурной схемы системы гражданской защиты Российской Федерации государственному устройству и способность эффективно решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени;
- способность системы гражданской защиты Российской Федерации адекватно реагировать на ЧС различного вида и масштаба (многоуровневость и иерархичность системы);
- адаптация системы гражданской защиты Российской Федерации к различным условиям функционирования всей общегосударственной системы;
- централизация управления силами и средствами гражданской защиты на всех уровнях для мирного и военного времени;
- согласованность основных мероприятий гражданской защиты с усилиями, предпринимаемыми в других областях национальной безопасности;
- дифференцированный подход к уровням защиты различных категорий населения и территорий (по группам и категориям населения);
- необходимость противодействия всем видам чрезвычайных ситуаций, комплексность проведения мероприятий по их предупреждению и ликвидации;
- эшелонированное применение сил и средств;
- обеспечение максимальной самостоятельности при решении всех поставленных задач во всех подсистемах системы гражданской защиты Российской Федерации.
Основой для разработки единой организационной и структурной схемы системы гражданской защиты Российской Федерации является глубокая ее интеграция в систему государственного устройства России. В связи с этим одной из актуальных задач научного сообщества страны становится разработка структурной схемы системы «Гражданская защита Российской Федерации», обоснование теоретических, научных и методических основ ее построения.
Для решения поставленной задачи необходимо рассмотреть структурную схему в системе более высокого уровня – в системе «Российская Федерация». При построении структурной схемы последней используем основные свойства, отношения и закономерности, присущие философским категориям, и системный подход в решении задачи.
Системный подход означает, что каждая система – это интегрированное целое даже тогда, когда она состоит из отдельных разобщенных подсистем. В основе системного подхода лежит рассмотрение системы как интегрированного целого. Это рассмотрение начинаем с главного: с формулировки цели функционирования.
Целью функционирования систем в нашем случае является обеспечение безопасной жизнедеятельности населения и личности в мирное и военное время путем проведения АСДНР и выполнения мероприятий защиты.
В процессе исследования нам предстоит достаточно часто пользоваться такими понятиями, как «система», «структура», «организация». Дадим им некоторые пояснения.
В настоящее время существует по меньшей мере несколько десятков различных определений понятия «система», используемых в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования.
Основной фактор, влияющий на различие в определениях, состоит в том, что в понятии «система» есть двойственность: с одной стороны, оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой – как метод изучения и представления феноменов, т. е. как субъективная модель реальности.
Понятие «структура» обычно соотносится с понятиями «система» и «организация». В большинстве случаев чаще всего рассматривают понятие «системы», которое характеризует все множество проявлений некоего сложного объекта (его элементы, строение, связи, функции и т. д.). Потребность в использовании этого термина возникает тогда, когда нужно подчеркнуть, что что-то является большим, сложным, не полностью сразу понятным, но при этом целым, единым. В отличие, например, от понятий «множество», «совокупность» понятие «система» подчеркивает упорядоченность, целостность, наличие закономерностей построения, функционирования и развития.
Итак, система – это упорядоченная совокупность материальных объектов (элементов), объединенная какими-либо связями (механическими, информационными и т. д.), предназначенная для достижения определенной цели и достигающая ее наилучшим (по возможности) образом. Это совокупность элементов (предметов любой природы), находящихся в отношениях и связях друг с другом. При их объединении в систему последняя приобретает специфические системные свойства, не присущие ни одному из элементов. Эти свойства называют интегративными. Свойства системы шире суммы свойств составляющих ее элементов.
А «организация» выражает лишь то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы.

НАША СПРАВКА
Организация – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств объекта при различных внешних и внутренних изменениях.
Структура – наиболее существенные компоненты и связи, которые мало меняются при текущем функционировании системы и обеспечивают существование системы и ее основных свойств. Она характеризует организованность системы, устойчивую во времени упорядоченность ее элементов и связей.
Цель – понятие, которое в зависимости от контекста и стадии познания имеет разное наполнение: «идеальные устремления», «конечный результат», «побуждение к деятельности» и т. д.



От редакции

Наступивший 2020 г. богат на юбилейные даты. Прежде всего, это, конечно, год 75-летия Победы советского народа и нашей могучей армии над фашизмом во Второй мировой войне. Также в этом году исполняется 30 лет Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Впрочем, это совсем не означает, что впереди нас ждут исключительно юбилейные мероприятия и праздничная атмосфера. Специфика работы в нашем ведомстве особенная. И носит она характер чрезвычайный. Так что со страниц нашего журнала не исчезнут материалы об истории становления министерства, о его героях и операциях, вошедших в золотой фонд аварийно-спасательного дела. А поскольку любая круглая дата – серьезный повод проанализировать пройденный путь и по...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Август »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все