Организация оповещения и информирования населения

15 Февраля 2021

Иван Гормаш, канд. воен. наук, доцент, преп. УМЦ по ГО и ЧС Северо-Восточного АО г. Москвы

 

 

Тема рассмотрена на примере организации мероприятий в городе Москве с описанием состава и задач столичных систем оповещения населения о ЧС.

 

Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций включает в себя систему мер различного характера, реализуемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями по совершенствованию подготовки к защите населения и территорий от ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера. В комплексе таких мероприятий важное место занимает оповещение и информирование населения.

Ключевая роль

В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах страны, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно и химически опасных веществ, а также износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от ЧС техногенного и экологического характера. Велики социально-экономические последствия от стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Оповещение и информирование населения играет ключевую роль в предотвращении безвозвратных и санитарных потерь населения, в снижении экономического ущерба в ЧС. Сокрытие или задержка оперативной информации могут привести и к человеческим жертвам, и к возникновению разного рода осложнений при ликвидации последствий ЧС, в том числе к возникновению и распространению среди населения паники на основе слухов, ложной или недостоверной информации.

Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дает следующие определения оповещения и информирования населения:

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам сообщений о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, включая специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты от них.

Отметим, что информирование населения, в отличие от оповещения, не требует от органов управления и руководителей немедленного принятия мер по его защите.

Правовая основа

В целях повышения оперативности доведения информации до граждан были внесены существенные изменения в законодательную базу. В частности, в Федеральном законе № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ) введены новые понятия:

быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы – это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения ЧС, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств РСЧС;

территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, – это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения ЧС и оценки ее социально-экономических последствий.

Далее, по итогам реагирования сил и средств РСЧС в период прохождения комплекса неблагоприятных погодных явлений в Москве и Московской области с 29 мая по 7 июня 2017 г., когда смерч унес жизни 14 человек и нанес серьезные повреждения региону, были внесены необходимые изменения в нормативные правовые акты, определяющие порядок передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации.

Так, Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 110-ФЗ обязал операторов связи обеспечивать передачу пользователям сигналов оповещения и (или) экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие их, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (статья 66 Федерального закона «О связи»). Кроме того, он внес изменения в статью 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», обязав редакции средств массовой информации по обращению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в эфир сигналы оповещения и (или) экстренную информацию о возникающих опасностях и о правилах поведения населения и выполнении мероприятий по защите или публиковать соответствующую экстренную информацию.

Все это создает необходимую законодательную базу для повышения эффективности оповещения и информирования населения об опасностях и угрозах, обеспечения максимального его охвата и доведения до всех категорий граждан информации не только о самом факте или угрозе возникновения опасности, но и о правилах поведения в каждой конкретной ситуации и о мероприятиях по защите.

В статье 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-Ф3 «О гражданской обороне» определено, что одной из основных задач в области гражданской обороны является оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие их, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Функционал органов управления

Для решения задач оповещения населения в стране созданы и содержатся в постоянной готовности к работе системы централизованного оповещения федерального, межрегионального, регионального, муниципального и объектового уровней. Создание, совершенствование и поддержание в постоянной готовности систем оповещения и информирования населения при угрозе и возникновении ЧС – это одно из основных мероприятий органов управления на всех уровнях по защите населения и территорий.

Основными требованиями, предъявляемыми к системам оповещения и информирования населения, являются:

- постоянная их готовность к использованию;

- оперативность задействования сетей оповещения и информирования;

- использование современных средств оповещения, сетей связи и вещания, обеспечивающих максимальный охват населения, независимо от времени суток, мест его нахождения и проживания, в минимальные сроки.

Постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2015 г. № 795-ПП «Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях», с учетом изменений от 21 января 2020 г. № 27-ПП, принято Положение о системах оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях. Оно определяет организацию этого мероприятия, состав и задачи систем оповещения, порядок поддержания их в постоянной готовности и задействования, перечень мероприятий по повышению устойчивости работы и совершенствованию данных систем.

В этих целях, безусловно, учитывался опыт других регионов. Так, напомним наводнение 2012 г. в городе Крымске Краснодарского края, которое унесло более 160 человеческих жизней. Тогда почти мгновенно было затоплено более половины города с населением в 57 тыс. человек. Пострадавшими от стихийного бедствия признаны 53 тыс. человек, из них более половины утратили свое имущество. Всего было разрушено около 7 тыс. частных владений и 185 многоквартирных домов. Наводнение произошло ночью, когда люди спали. В создавшейся обстановке со стороны руководителей и отдельных служб на местах были допущены ошибки, в результате которых не все население было оповещено о ЧС в установленные сроки. Это стало одной из главных причин гибели большого количества людей.

 

Важный элемент

Действия органов управления, сил и средств РСЧС в ходе реагирования на катастрофическое затопление в Крымске были тщательно проанализированы. И в целях обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации были развернуты работы по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения. 13 ноября 2012 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

Комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН) города Москвы об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – это элемент системы оповещения населения столицы, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации о чрезвычайных ситуациях до органов управления Московской городской территориальной подсистемы РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Основной задачей КСЭОН города является гарантированное, в любое время суток, оповещение населения в любых местах его пребывания на территории столицы и информирование об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе и адресно по зонам (подзонам, районам).

Зона (подзона, район) экстренного оповещения – это территория города, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей. Границы этой зоны определяются постановлением Правительства Москвы.

Системы оповещения населения столицы представляют собой организационно-техническое объединение:

- дежурно-диспетчерских служб в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС города;

- сил и средств связи и вещания операторов связи, привлекаемых к обеспечению оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

- сил и средств связи и оповещения органов исполнительной власти Москвы, органов местного самоуправления городских округов и поселений в столице и организаций, расположенных на ее территории;

- каналов сетей связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и экстренной информации о ЧС до населения города;

- систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Столичный опыт

В соответствии с названным выше постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2015 г. № 795-ПП столичные системы оповещения населения о ЧС функционируют на следующих уровнях:

- на региональном – региональная система охватывает территорию города Москвы;

- на муниципальном – местные системы охватывают территории городских округов и поселений в городе;

- на объектовом – локальные системы оповещения создаются на таких потенциально опасных объектах (ПОО), как:

  • объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и отходов);
  • гидротехнические сооружения I и II классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
  • опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получают, используют, перерабатывают, хранят, транспортируют, уничтожают опасные вещества (потенциально опасные объекты) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и в соответствии с перечнем ПОО города, утвержденным Комиссией Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Локальные системы обеспечивают оповещение работников ПОО и населения столицы, находящегося в зоне действия этих систем, о чрезвычайных ситуациях.

Наконец, объектовые системы оповещения о чрезвычайных ситуациях создаются на предприятиях и в организациях с одномоментным нахождением людей (включая работников) более 50 человек, а также на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей и обеспечивают оповещение персонала и населения, находящегося на территории предприятия (организации).

За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению локальных и объектовых систем оповещения о чрезвычайных ситуациях несут персональную ответственность собственники объектов.



От редакции

2021 г. объявлен в России Годом науки и технологий. А журналу «Гражданская защита» в этом году исполняется 65 лет. Возраст солидный. Но работы редакции хватит еще на несколько десятилетий. Ведь, как сказал в свое время еще Альберт Энштейн, «наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем и более глубокие трудности». На решение этой задачи наша редакция нацеливает не только своих журналистов, но и постоянных авторов журнала, а также каждого, кто хотел бы опубликовать свой материал в центральном издании МЧС России. Мы напоминаем всем при подготовке текстов придерживаться принципа трех «П»: Понятность, Полезность, Практичность. Этим критериям должны соотве...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Декабрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все