Главный критерий – точность

27 Июля 2021

 

Качественный статистический учет ЧС – важный инструмент их предупреждения и прогнозирования.

Отработанные за последние годы алгоритмы сбора информации и процедуры формирования отчетных сведений о чрезвычайных ситуациях уже работают как часы в рамках официального статистического учета, а борьба за достоверность и согласованность количественных показателей ЧС между ведомствами уже не имеет той остроты и противоречий, как было раньше. Наступил момент пересмотреть подходы к статистическим данным о чрезвычайных ситуациях с тем, чтобы более качественно изучать их причины и условия возникновения, выстраивать показатели и индексы защищенности населения в конкретном регионе, прогнозировать и предупреждать ЧС.

Сводные статистические данные о чрезвычайных ситуациях ежегодно характеризуют степень защищенности населения в субъектах РФ и являются мерилом достижения целей устойчивого развития страны на предмет экономических потерь, ущерба объектам инфраструктуры, обусловленных ЧС. Правильно организованные на государственном уровне учет и анализ способствуют выявлению ключевых показателей и позволяют наиболее эффективно использовать сформированные первичные данные для прогнозирования, построения сценариев и моделирования событий в случае аварий, бедствий, катастроф.

Статистический учет чрезвычайных ситуаций с момента становления МЧС России совершенствовался и последовательно преодолевал на различных этапах проблемы с нормативной регламентацией, дублированием, противоречивостью сведений, поступающих от функциональных подсистем РСЧС. Накапливался практический опыт реагирования на ЧС и ликвидации их последствий, оттачивались вопросы взаимодействия и слаженности действий на межведомственном уровне. Одновременно с этим формировались статистические базы, изучение которых, в свою очередь,требовало уточнения правил учета и методов обработки данных и их реализации в автоматизированных системах управления.

Учет ЧС на территории нашей страны включает в себя процедуры регистрации в МЧС России количества чрезвычайных ситуаций, фиксации их последствий, привлеченных сил и средств для ликвидации, а также уточнения других детализирующих факторов. В свою очередь, каждая процедура содержит в себе предварительный, основной, дополнительный и обобщающий учет, сводимый в единую базу данных Главного управления «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России.

Предварительный и основной учет чрезвычайных ситуаций осуществляется территориальными органами министерства посредством составления первичных учетных документов по установленным формам: 1/ЧС «Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации», 2/ЧС «Донесение о факте и основных параметрах чрезвычайной ситуации» и частично по формам 3/ЧС и 4/ЧС о ведении аварийноспасательных и других неотложных работ, задействованных силах и средствах. Механизм фиксации информации регламентирован приказом МЧС России от 11 января 2021 г. № 2 и предусматривает представление соответствующих донесений организациями, дежурно-диспетчерскими службами объекта в органы местного самоуправления через ЕДДС муниципального образования, а также в подведомственные и территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти по подчиненности, в соответствующие государственные корпорации по принадлежности.

Одновременно ЕДДС муниципального образования представляют донесения в центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России, дежурно-диспетчерские службы организаций, которые могут попасть в зону ЧС, председателю комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ. В итоге сведения о чрезвычайной ситуации поступают в ГУ «НЦУКС» через центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов министерства с параллельным прохождением информации через территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и председателя комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ.

Дополнительный учет осуществляется по всей вертикали оперативного управления в системе МЧС России посредством уточнения первичных документов о чрезвычайной ситуации по формам 2/ЧС, 3/ЧС и 4/ЧС ежесуточно на 6.00 и на 18.00 по московскому времени.

Наконец, обобщающий учет чрезвычайных ситуаций происходит после представления итогового донесения о ЧС по форме 5/ЧС в ГУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России не позднее 25 суток после завершения ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

 

С полной версией текста можно ознакомиться в печатной версии журнала



От редакции

2021 г. объявлен в России Годом науки и технологий. А журналу «Гражданская защита» в этом году исполняется 65 лет. Возраст солидный. Но работы редакции хватит еще на несколько десятилетий. Ведь, как сказал в свое время еще Альберт Энштейн, «наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем и более глубокие трудности». На решение этой задачи наша редакция нацеливает не только своих журналистов, но и постоянных авторов журнала, а также каждого, кто хотел бы опубликовать свой материал в центральном издании МЧС России. Мы напоминаем всем при подготовке текстов придерживаться принципа трех «П»: Понятность, Полезность, Практичность. Этим критериям должны соотве...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Октябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все