Сергей Владимирович Шарапов

05.09.17

Сергей Владимирович Шарапов
Начальник Научно-исследовательского института перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, доктор технических наук, профессор

– Сергей Владимирович, в свое время еще Михаил Ломоносов говорил, что могущество России будет прирастать Сибирью. Сегодня главный российский ресурс – это Арктика. 25 лет назад у нас здесь были ледокольный флот, круглосуточная навигация, полярная авиация, северный завоз, гидрометеорологические станции, и все это работало в полную силу. С началом перестройки про Арктику почти забыли. Как вы считаете, Россия вернет былые позиции в регионе?

– Вы правы, гениальный ученый, помор Михаил Васильевич с невероятной точностью предвидел день сегодняшний. Обобщая в XVIII в. опыт полярных плаваний, он был уверен, что географическое положение обязывает Россию искать выходы в свободный океан не в южных, а прежде всего в северных морях.

Несмотря на то, что история освоения Ледовитого океана русскими берет начало еще в XII в., и она отмечена большими прорывами в исследовании Арктики в конце XIX и XX вв., хочу отметить, что в современной России активное возрождение научных исследований в Арктике только начинается.

Работа эта, конечно, затратна, но она окупится сторицей. Там ведь есть не только нефть и газ, но также медь, никель, руды. Много чего есть и еще неразведанного.

Президентом России утверждены Основы государственной политики в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу. Определена и Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2020 г.

В начале XXI в. Арктика превратилась в новое глобальное игровое поле, на котором хотят развивать научный, экономический и политический диалог с арктическими государствами страны Азии и континентальные европейские государства. Довольно динамичные изменения в регионе создают не только дополнительные возможности, но и новые вызовы, риски.

В связи с этим нельзя переоценить роль науки и научных исследований в принятии политических решений относительно Арктики. Знания, основанные на рекомендациях экспертов, и результаты научных исследований – основа политических решений в вопросах развития Арктической зоны и обеспечения безопасности экономических и национальных интересов. Это также важное условие успешного международного сотрудничества.

 

– А каковы, по вашему мнению, главные угрозы и риски для арктических территорий?

– В Стратегии развития Арктической зоны обозначены все возможные риски: природные, техногенные, биолого-социальные. В Арктике существуют как климатические и природные, так и техногенные источники чрезвычайных ситуаций. К первым из них относятся: деградация вечной мерзлоты (таяние), обвалы, оползни; наводнения (весна, осень), ледяные заторы, подвижка льдов; снежные бури, штормы, сильные ветры (ураганы); ландшафтные пожары (тундра, мелколесье).

На территориях Крайнего Севера находится большое количество потенциально опасных объектов, которые могут стать источниками техногенных чрезвычайных ситуаций. Это объекты нефти и газодобычи, ядерной энергетики, захоронения контейнеров с радиационно опасными отходами, производственные предприятия. Таким источником служит и транспортная инфраструктура Арктики – в первую очередь Северный морской путь, а также местные и кроссполярные авиатрассы.

Но анализ деятельности РСЧС в материковой части Арктической зоны РФ показывает, что эта система в целом имеет достаточно сил и средств для решения стоящих перед нею задач.

Хотя со стороны соседних государств все чаще раздаются критические суждения в наш адрес.

 

В ТЕМУ

 

В мае 2011 г. государствами – членами Арктического совета было подписано соглашение о морском сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике. В этом документе установлены четкие границы поисково-спасательных районов и определены координирующие структуры и поисково-спасательные ведомства приарктических государств. В России это Государственный морской спасательно-координационный центр, Главный авиационный координационный центр поиска и спасения, Федеральные агентства воздушного транспорта и морского и речного транспорта. Структуры МЧС России, как видим, отсутствуют: наше министерство фигурирует лишь как компетентное ведомство страны. Что дает повод отдельным странам утверждать, что Россия, якобы, не в состоянии обеспечить безопасность в своей зоне реагирования, и ей нужна помощь в размещении спасательных сил и средств.

 

– Отбросив в сторону аспект конкурентной борьбы, вы думаете, они правы в своих высказываниях или специально сгущают краски? По телевидению показывали технологии, которые используют в Арктическом регионе, например, Гренландия и Канада, – это действительно впечатляет…

– К сожалению, в настоящее время имеются предпосылки для таких заявлений наших зарубежных партнеров. Объективный анализ сил и средств подразделений Федеральных агентств воздушного транспорта и морского и речного транспорта, определенных международным соглашением как поисково-спасательные ведомства России в Арктике, показывает, что их возможности по реагированию в закрепленной зоне ответственности ограничены.

Один из примеров – это поисково-спасательные работы, связанные с аварией теплохода «Виктор Корякин» в районе полуострова Рыбачий. На борту судна находились 12 членов экипажа. Российские суда подойти к месту аварии не могли, поскольку бушевал шторм с высотой волн до 6 м. Использовать вертолеты для спасения людей было невозможно из-за сильного ветра – до 37 м/с. Команду с аварийного теплохода снял вертолет-спасатель береговой охраны Норвегии. Ураган не помешал норвежским спасателям спасти весь экипаж нашего судна.

Анализ аварийности на море и опыта проведения спасательных работ показывает, что наиболее эффективными средствами спасения терпящих бедствие являются специальные спасательные вертолеты и небольшие суда с профессионально подготовленными экипажами. Нужны еще и обученные пловцы-спасатели, которые спускаются с вертолетов на гибнущее судно либо прямо в воду. Наша Госморспасслужба пока недостаточно укомплектована такими средствами и людскими ресурсами. То же можно сказать, к сожалению, и о структурах МЧС России в Арктическом регионе.

 

– Скажите, интеграция арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России в систему поиска и спасения в Арктическом регионе способна решить стоящие проблемы?

– Деятельность и вектор развития АКАСЦ МЧС, на наш взгляд, должны базироваться как на основе имеющегося отечественного опыта, так и на передовом зарубежном опыте в области поиска и спасения.

Так, при обобщении зарубежного опыта можно сделать несколько основополагающих выводов.

Первое. Основным условием успешно проведенной спасательной операции является незамедлительно принятое решение о применении спасательных средств. Это необходимо учитывать при организации связи и взаимодействия АКАСЦ с координирующими структурами.

Второе. Главными спасательными средствами в операциях в прибрежных водах являются специальные спасательные вертолеты, всепогодные боты и лишь затем – большие спасательные суда.

И третье. Эффективность поисково-спасательных операций снижают тактико-технические показатели привлекаемых к этому авиационных средств. Так, отечественные вертолеты Ка-32 способны работать при скорости ветра до 20 м/с, Ми-8 – до 15 м/с. Имеются у них и ограничения по работе в ночное время. А, к примеру, в Швеции есть вертолеты Super Puma, которые могут применяться в ночное время и при скорости ветра до 45 м/с.

 

– А у нас есть что-то, чем мы можем удивить наших коллег из арктических государств?

– Хотелось бы отметить многолетнюю успешную организацию российскими специалистами ледового лагеря Борнео. С точки зрения развития спасательных технологий в Арктике особое место занимает уникальный опыт создания ВПП с использованием вертолетных групп при поддержке транспортных самолетов. Имеется у нас и опыт подготовки пловцов-спасателей. Скажем, в Архангельской областной службе спасения, где разработаны и методики их подготовки. У Российского института мощного радиостроения в Санкт-Петербурге есть успешный опыт организации связи в условиях Арктики. Там созданы две сети радиосвязи пограничных войск ФСБ.

Обобщение, внедрение и использование всего этого в деятельности АКАСЦ позволило бы, на мой взгляд, реализовать следующую систему реагирования. Десять спасательных вертолетов базируются в этих центрах. Для увеличения зоны их реагирования предлагается разместить НЗ топлива на вертолетных площадках, расположенных на материковой части и на островах. В Арктическом регионе имеется большое количество таких мест, в том числе в расположении постоянно действующих объектов Росгидромета, газовиков, нефтяников и др. В западной и восточной части региона располагаются транспортные самолеты, находящиеся на постоянном дежурстве. Там же – склады с дополнительным спасательным оборудованием и ГСМ на случай поддержки вертолетных групп или ликвидации крупномасштабной ЧС. Таким образом, АКАСЦ МЧС России будут способны оперативно реагировать на чрезвычайную ситуацию в любой точке зоны ответственности в Арктике.

 

– Сергей Владимирович, а коллектив вашего института ведет работы по проблеме обеспечения безопасности в Арктическом регионе?

– Нам была поручена ответственная работа: на основе результатов проведенных анализов разработать программу развития арктических комплексных АСЦ МЧС России. Ее реализация должна обеспечить повышение уровня защищенности населения и территорий Заполярья. Эту работу мы проводили в тесном контакте с Арктическим и Антарктическим НИИ, Российским институтом мощного радиостроения и др. Рабочая группа посетила все имеющиеся на данный момент АКАСЦ, побывала в регионах Заполярья. Были проанализированы возможные риски возникновения ЧС, изучен советский и зарубежный опыт.

Мы всю полученную информацию самым тщательным образом собрали и в отчете о выполнении научно-исследовательской работы обосновали порядок развития арктических комплексных АСЦ МЧС России до 2020 г.

 

НАША СПРАВКА

 

В программе развития АКАСЦ МЧС России учитываются:

- особенности территориального расположения, инфраструктуры и заселенности зон ответственности арктических спасательных центров;

- работы и задачи, выполняемые ими на закрепленных зонах ответственности;

- прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций с учетом территориальных особенностей;

- развитие информационно-аналитического комплекса АКАСЦ;

- совершенствование системы экстренного реагирования на возникающие ЧС;

- совершенствование системы оснащения АКАСЦ современными образцами технических средств с учетом территориальных рисков возникновения ЧС;

- совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов АКАСЦ, методов обучения, определение критериев компетентности.

 

– Можно несколько подробнее об этой работе?

– Мы в полной мере оценили состояние аварийно-спасательных формирований федеральных органов и органов исполнительной власти в Арктическом регионе. Проанализировали способности действующей здесь транспортной системы в интересах обеспечения оперативного реагирования на ЧС.

Далее, провели анализ законодательства РФ по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в Арктическом регионе. Также в полной мере провели анализ транспортного обеспечения в этом регионе (наземного, воздушного, водного). И подготовили отчет, во второй части которого представили предложения по развитию АКАСЦ и обозначили их задачи с учетом изменений нормативно-правовой базы. Разработали проект табеля оснащения центров и финансово-экономическое обоснование потребности в обучении и оснащении их подразделений. Сделали вывод о том, что необходимо создать единую информационно-аналитическую систему мониторинга безопасности жизнедеятельности в Арктической зоне РФ.

 

– О каких-то предложениях можете вкратце рассказать?

– В частности, мы подробно разобрались с тем, сколько надо технических средств для обеспечения реагирования в Арктической зоне. Дали свои предложения по изменению нормативных правовых актов с учетом создания Арктической аварийно-спасательной службы МЧС России на федеральном, межведомственном и международном уровнях, а также по укомплектованию штатного состава этой службы и ее оснащению различной техникой, которая может быть там использована.

 

– И какой предполагается получить результат от реализации программы развития АКАСЦ МЧС России?

– Во-первых, снижение ущерба от ЧС (по отношению к показателям 2016 г.) на территории Арктической зоны РФ, в том числе количества гибели людей и пострадавшего населения, а также увеличение предотвращенного экономического ущерба.

Во-вторых, расширение полноты охвата региона системами мониторинга и повышение достоверности прогноза возникновения ЧС. Одновременно улучшится мониторинг состояния объектов теплоснабжения населения.

В-третьих, повышение полноты информационного обеспечения населения в местах массового пребывания при угрозе и возникновении ЧС.

Программа развития АКАСЦ рассчитана на 4 года, в течение которых планируется реализовать комплекс мероприятий по целому ряду направлений.

В заключение хочу сказать, что гарантированное спасение и сохранение жизни человека в Арктике – одна из приоритетных задач МЧС России в этом регионе. И мы участвуем в ее решении на профессиональном уровне. А с новыми подходами, новыми идеями пропишемся на севере постоянно.

От редакции

dmitriev_2016124226.png

 

 

Евгений Дмитриев

Темой этого номера стал безопасный летний отдых.Лето, без всяких сомнений, самое любимое время года для большинства из нас. Пора сбывающихся надежд, дол-гожданных отпусков и путешествий в дальние страны. Вот и нынешнее начало летнего сезона не стало исключени-ем. Успели и жарой насладиться, и покупаться, и поболеть… В хорошем смысле этого слова. Ведь никогда еще у нас в стране не проходили битвы за мировое футбольное первенство. И уж тем более – мало кто ожидал, что российская команда впервые в истории сможет выйти из отборочного тура и дойти до четвертьфинала, обыграв сильных соперни-ков, включая испанцев!Но чтобы ничто не смогло омрачить наш отдых, сотрудники МЧС России максимальное внимание уделяют вопро-сам предупреждения происшествий на воде. Во всех регионах страны прово...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Май »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

ФотогалереяСмотреть все