Виктор Яцуценко

28.08.18

Виктор Яцуценко

 

Евгений Дмитриев, Сергей Князьков, наши корреспонденты.                              

 

НЦУКС – работа для интеллектуалов

 

В дни, когда сотрудники Национального центра управления в кризисных ситуациях готовились отмечать его 25-летие, мы встретились с  начальником НЦУКС МЧС России Виктором Яцуценко. Опытнейший офицер, имеющий 42 года выслуги, он с 4 ч. утра на ногах, а его рабочий день, кажется, не заканчивается никогда. Ни в субботу, ни в праздники.

 

- Виктор Николаевич, у вас весь коллектив такой – заряженный на работу?

- Работать в таком режиме непросто. Это, действительно, не каждому по силам. Но нам удалось собрать в центре коллектив уникальных специалистов в самых различных областях: оповещения
и информирования населения, оперативного реагирования, моделирования, мониторинга и анализа чрезвычайных ситуаций, IT-технологий, космического мониторинга, обеспечения связи и других.

Мы и многие свои программы создали на энтузиазме наших сотрудников. Но без их страстного желания и блеска в глазах они вряд ли смогли бы здесь чего-то достичь. Не каждый хочет работать в круглосуточном режиме. Так что вакансии у нас есть.

 

-  Каков алгоритм действий системы антикризисного управления? Допустим, поступило сообщение о ЧС, что происходит дальше?

- При поступлении информации о чрезвычайной ситуации специалисты оперативных дежурных смен ЦУКСов – как территориальных органов, так и Национального центра – осуществляют подготовку предложений для принятия управленческих решений по направлениям деятельности. Проводят оценку обстановки в зоне ЧС. На место незамедлительно убывает оперативная группа.

Специалисты моделируют возможное развитие ситуации по наихудшему сценарию, с учетом всех рисков и факторов, с применением различных информационных систем и аппаратных комплексов.

На основании полученных расчетов оценивается достаточность привлеченной к ликвидации ЧС группировки. При необходимости оперативно принимаются решения на наращивание группировки как наземной, так и воздушной. В дальнейшем ЦУКС координирует работу сил и средств до полной ликвидации чрезвычайной ситуации.  

Также в ходе реагирования в режиме реального времени организовывается непрерывное взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и другими структурами, принимающими участие в ликвидации последствий той или иной ЧС. Это позволяет нам оперативно принимать правильные решения, грамотно проводить перегруппировку сил и перераспределять на наиболее сложные участки. В свою очередь все эти мероприятия позволяют минимизировать возможный ущерб, не допускать жертв и сократить время ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

 

- Что изменилось в организационном и техническом отношении в НЦУКС с тех пор, как его основное здание было введено в эксплуатацию?

- Модернизация и развитие информационно-технической инфраструктуры органов повседневного управления РСЧС осуществляется с целью перехода от реагирования на чрезвычайные ситуации к предупреждению и снижению рисков ЧС. В рамках этого динамично развиваются Система космического мониторинга России, Автоматизированная система НЦУКС, эффективно используются более 180 информационных ресурсов и систем федеральных органов исполнительной власти, отечественных и зарубежных открытых ресурсов. Организована работа по внедрению современных информационных технологий в деятельность территориальных органов МЧС России, дополнительно проведена централизованная регистрация пользователей ЦУКС территориальных органов МЧС России в 23 информационных системах федеральных органов исполнительной власти.

Национальным центром, в рамках развития системы антикризисного управления, проводится работа по созданию единого информационного пространства РСЧС – на основе интеграции информационных систем и ресурсов ситуационных центров и оперативных дежурных служб федеральных органов исполнительной власти. Для этого нам необходимо связать их все через АПК «Безопасный город», аккумулировать эту информацию на базе Национального центра, создав общую базу данных или «Облако», чем могли бы пользоваться все заинтересованные структуры.

За последние годы в АС НЦУКС уже интегрированы данные из информационных систем Минздрава, Росавтодора, РЖД, Росгидромета, ГС РАН, международных открытых ресурсов.

 

  - Какие ближайшие планы у НЦУКС по своему дальнейшему развитию?

- Планов у нас много… Например, мы должны максимально перейти на «цифру» во всем. Предстоит оцифровать 340 тыс. паспортов территорий – практически всю страну! Это значит перевести на электронную карту крупных масштабов: 50-тку, 25-тку, 10-тку. Это очень сложно, но делать нужно! Если мы не перейдем на «цифру», тогда не сможем заниматься вопросами предупреждения. На сегодняшний день мы научились реагировать на ЧС, научились их ликвидировать, но этого мало. Для того чтобы минимизировать потери, в первую очередь людские, от чрезвычайных ситуаций, их нужно предупреждать. Чтобы предупреждать, нужно пользоваться технологиями космоса, технологиями электроники, информационными технологиями. Вот в этом направлении мы сейчас и работаем.

Мы хотим создать в ЦУКСах на территориях такие рабочие места и направления их деятельности, которые бы позволяли им на месте видеть обстановку, принимать информацию и расшифровывать ее, делать модели и принимать решения на уровне субъекта РФ. Мы на своем уровне уже отслеживаем, разрабатываем, даем новые технологии и их внедряем.

Вот такие ближайшие наши задачи. Для этого нам нужны мощные компьютеры, супер-компьютеры, новое серверное оборудование… Кроме того, мы к 2024 г. получим в пользование по программе Роскосмоса дополнительно 24 спутника. И уже сегодня нам надо быть готовыми к тому, чтобы рачительно использовать получаемую с них информацию.

 

- А что уже достигнуто в плане предупреждения чрезвычайных ситуаций?

- Конечно, мы уже не первый год работаем по предупреждению возможных ЧС. Пока – по краткосрочным прогнозам.

В 2017 г. была испытана отечественная информационная система «Бриз», направленная на предупреждение населения в Тюменской области, Ставропольском крае в период наводнений. В этом году мы ее использовали при сопровождении половодья в Республике Саха (Якутия). То есть, понимая, что тот или иной населенный пункт будет подтоплен, мы заблаговременно выводили из него людей, домашних животных, вывозили имущество, проводили инженерные, превентивные  мероприятия.  Все это было направлено на ослабление воздействия природы на населенные пункты и минимизацию ущерба.

 

- Сейчас в России проходит чемпионат мира по футболу. Как вы оцениваете его проведение с точки зрения организации безопасности мероприятий, их участников, зрителей?

- Обстановка на чемпионате спокойная. Есть такое понятие, как  стадион и вся инфраструктура, которая внутри него. В состав оперативных смен, осуществляющих дежурства на стадионах,  заблаговременно введены наши пожарные и спасатели. Каких-то особых происшествий на спортивных аренах не зафиксировано.

А вот то, что касается понятия внешнего контура (это инфраструктура, гостиницы, транспорт, места отдыха болельщиков на земле и на воде, кафе, магазины), то тут мы реагируем практически каждый день на разного рода ситуации. Вот суточный срез: произошло 18 происшествий в городах, где проходят игры Чемпионата мира по футболу. Это по статистике сравнительно не много.

 

- А ситуация с пожарами не осложняет проведение матчей?     

- Обстановка с пожарами действительно непростая. Зафиксировано несколько случаев возгорания бытовых отходов в Калининграде, в Московской области, в Татарстане (около Казани), в Самаре у одной гостиниц; возгорания в лесах: в Геленджике, в Анапе, возле Ростова-на-Дону, где проживали сборные. В Ленинградской области загорелись порубочные остатки.  При изменении розы ветров создавалась возможность движения дыма в сторону «Стадиона Санкт-Петербург». В Калининградской области загорелся комбинат по переработке бумаги на площади 3,5 тыс. м² тоже была вероятность движения дыма в сторону «Стадиона Калининград». На все эти происшествия мы реагировали с применением сил и средств, в том числе авиации, чтобы не омрачить праздник футбола ни для команд, ни для болельщиков. 

 

- Виктор Николаевич, а вам лично удалось посмотреть хотя бы какой-то матч чемпионата мира?

- Нет. Я наблюдал за праздником футбола через мониторы  системы «Безопасный город» оперативных дежурных смен. Потому что мы работаем в режиме «Повышенная готовность» и всегда находимся на рабочих местах.

Поймите, таких масштабных мероприятий  никогда в России не проводили. Чемпионат мира по футболу у нас проходил впервые, поэтому сравнивать его можно только с чем-то подобным по масштабу. Но даже сравнение с таким спортивным форумом, например, как зимние Олимпийские игры в Сочи, будет не совсем корректным, так как программа соревнований в 2014 г. разворачивалась в короткие сроки и вокруг спортивных объектов только одного города. А чемпионат мира по футболу проходит в 11 городах Российской Федерации, находящихся в разных географических зонах страны. В этом особенность. Организация всех мероприятий предопределяет необходимость прилагать дополнительные усилия для обеспечения безопасности и футболистов, и граждан.

 

- Наверное, в этом плане большим подспорьем для вас оказался внедряемый повсеместно АПК «Безопасный город», о чем вы уже упоминали? Как, кстати, идет его развитие?

- Система «Безопасный город» – это источник первичной информации о чрезвычайной ситуации, система, которая позволяет нам видеть, что происходит в муниципальном образовании: мы же получаем информацию снизу вверх. Понятно, что она идет и сверху вниз, но, тем не менее, она прежде рождается внизу. И насколько оперативно сработают службы, которые получают информацию, зависит скорость локализации ЧС. Элементом «Безопасного города» является система-112. И когда мы ее создадим и запустим в полном объеме, безопасность граждан и гостей страны улучшится в разы.

АПК «Безопасный город» представляет собой большой комплекс мероприятий на федеральном, территориальном и муниципальном уровнях. На сегодняшний день система работает на территориальном уровне за счет средств территорий и федерального бюджета. Можно сказать, что в 11 городах страны, которые принимают игры чемпионата мира по футболу, максимально созданы системы, которые позволяют нам поддерживать безопасность в них на должном уровне. Когда идет матч, мы с помощью АПК «Безопасный город» ведем наблюдение за всей инфраструктурой города: за фанзонами, за местами базирования команд, за подъездами к стадиону, за местами компактного проживания болельщиков на природе (палаточные городки, кемпинги).

В своей работе мы используем возможности космической техники. Космический мониторинг позволяет видеть интересующие нас события с периодичностью в четыре часа. Мы принимаем информацию, расшифровываем и доводим до территорий.  Благодаря тем программам, которые у нас есть, вся информация накладывается и получается модель развития обстановки.

 

- В завершение, Виктор Николаевич, скажите, спасательным ведомствам каких стран вы даете консультации по созданию их национальных центров?

- Такая работа проводится в рамках Международной организации гражданской обороны. Ее штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). Есть программа Российской Федерации по поддержке ряда государств по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

На сегодня созданы два Центра – в Сербии и в Армении. В плане – формирование еще 15 подобных центров – в странах Латинской Америки и Африки, которые входят в Международную организацию гражданской обороны. Эта работа осуществляется нами совместно с Департаментом международной деятельности МЧС России. Мы предоставляем свои технологии, свои взгляды на предупреждение и ликвидацию ЧС.

 

НАША СПРАВКА

 

Генерал-лейтенант Яцуценко Виктор Николаевич родился 27 июня 1959 г. в с. Старая Девица Хорольского района Приморского края. В 1976 г. окончил Уссурийское суворовское военное училище, в 1980 г. – Дальневосточное высшее военное общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, в 1993 г. – Военную академию имени М.В. Фрунзе, в 2015 г. – Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте России.

С июля 1980 по сентябрь 1993 гг. проходил военную службу на различных командных должностях в Вооруженных Силах, после чего перешел в МЧС России. С января 2007 по август 2008 гг. - начальник НЦУКС МЧС России, затем по июнь 2009 г. - заместитель директора Департамента оперативного управления МЧС России, далее по октябрь 2013 г. - начальник 179-го Спасцентра МЧС России  (г. Ногинск), с тех пор – начальник НЦУКС.

 

От редакции

dmitriev_2016124226.png

 

 

Евгений Дмитриев

Темой этого номера стал безопасный летний отдых.Лето, без всяких сомнений, самое любимое время года для большинства из нас. Пора сбывающихся надежд, дол-гожданных отпусков и путешествий в дальние страны. Вот и нынешнее начало летнего сезона не стало исключени-ем. Успели и жарой насладиться, и покупаться, и поболеть… В хорошем смысле этого слова. Ведь никогда еще у нас в стране не проходили битвы за мировое футбольное первенство. И уж тем более – мало кто ожидал, что российская команда впервые в истории сможет выйти из отборочного тура и дойти до четвертьфинала, обыграв сильных соперни-ков, включая испанцев!Но чтобы ничто не смогло омрачить наш отдых, сотрудники МЧС России максимальное внимание уделяют вопро-сам предупреждения происшествий на воде. Во всех регионах страны прово...

Исторический календарь

« Сентябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

ФотогалереяСмотреть все