ЗИМА В РОССИИ ШУТОК НЕ ПОНИМАЕТ

23 Декабря 2012

11 декабря в Москве прошло заседание Общественного совета при МЧС России для рассмотрения вопроса недопущения ЧС на автомобильных  трассах  страны.  Тема  заседания:  «О дополнительных мерах по обеспечению защиты водителей и пассажиров на федеральных автотрассах при возникновении ЧС природного характера».

С  докладом  выступил  директор Департамента  гражданской  защиты Сергей Диденко. Он подвел основные итоги чрезвычайной ситуации, произошедшей на трассе М10 «Россия».  

Основными причинами, вызвавшими  нарушения  движения  на  федеральной автомобильной дороге М10 и жизнедеятельности участников движения, явились: 

–  устаревшая  нормативно-правовая база, которая не отвечает требованиям  гарантированного  движения на сложных участках автодорог; 

– не своевременная реакция руководства  ДРСУ  Тверской  области  на предупреждение  о  складывающейся обстановке, связанной с неблагоприятными погодными явлениями; 

– невозможность разместить пункты временного размещения, питания и оказания помощи, а также временного  размещения  большегрузной техники на ночные и аварийные остановки (в связи со сложным ландшафтом местности);

– отсутствие достаточного материально-технического обеспечения для первоочередного жизнеобеспечения населения,  попавшего  в  подобные ситуации;

– отсутствие достаточного количества  современных  технических устройств,  проводящих  мониторинг проблемных  ситуаций  на  дорогах  и обеспечивающих  аварийное  регулирование движения.

В  связи  с  вышеизложенным,  в целях недопущения подобных ситуаций предлагается:

1.  На  заседании  правительственной комиссии рассмотреть вопросы:

– внесения изменений в нормативно-правовую базу; –  внесения  изменений  в  материально-техническое  оснащение Росавтодора  на  федеральных  трассах по содержанию специальной техники, привлекаемой к реагированию на аварийные ситуации; 

–  строительства  вдоль  опасных участков  дороги  дополнительных мест  стоянок  и  техобслуживания большегрузных автомобилей;

–  дополнительного  технического оснащения  федеральных  автомобильных  дорог  средствами  мониторинга  и  регулирования  дорожного движения.

2. Органам исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации  и органам местного самоуправления: 

– предусмотреть создание в муниципальных  образованиях  и  субъекте РФ  резерва  городков  жизнеобеспечения населения и наличие расчета сил и средств, задействованного для их обслуживания;

– в рамках проведения заседаний КЧС  и  ПБ  субъектов  РФ  создавать сводные  группы  для  обследования заторов. Включать в их состав представителей  Росавтодора,  ГИБДД, МЧС России и представителей администрации  субъектов  РФ  и  муниципальных образований;

–  организовывать  оповещение  и информирование населения, находящегося в районах ЧС, о принимаемых мерах и местах размещения пунктов обогрева,  питания  и  технического обслуживания.

После окончания доклада председатель  Общественного  совета  при МЧС России Гусев Павел Николаевич (президент  Союза  журналистов Москвы,  главный  редактор  газеты «Московский  комсомолец»)  –  предложил высказаться собравшимся по данному вопросу. Кстати сказать, по словам Павла Гусева, он сам оказался в пробке на М-10. И даже принял участие  в  спасработах.  Он  и  еще несколько мужчин разобрали разделительный  отбойник,  чтобы  выпустить  из  создавшегося  машинного плена автомобили с детьми и беременной  женщиной.  И  за  все  время нахождения на трассе, а это не один час, он не заметил ни одной машины Автодора и дорожной службы, видел лишь  один  автомобиль  ГИБДД,  и только  техника  с  оранжево-синими или  бело-красными  полосами появлялась несколько раз, то подвозя  воду  нуждающимся,  то  оказывая необходимую медицинскую помощь. Но  самое  неприятное,  что  не  было никакой информации.                                                     

Абакумов  Сергей  Александрович (председатель правления Национального  гражданского  комитета  по взаимодействию с правоохранительными и судебными органами) – задал вопрос о возможности единого вызова  всех  необходимых  экстренных служб в подобных ситуациях, а возвращаясь  к  докладу,  он  предложил провести обсуждение вопроса о внесении изменений в нормативно-правовую  базу  на  площадке  Торгово-промышленной  палаты  Российской Федерации  с  обязательным  привлечением  бизнес - сообщества  и используя сильнейшие юридические возможности ТПП России.

Большакова  Мария  Артемовна (заместитель  председателя  комиссии Общественной палаты по делам ветеранов,  военнослужащих  и  их семей) – заявив, что в данной непростой  ситуации  ГИБДД  практически самоустранилась от решения вопросов, напрямую относящихся к ее компетенции,  предложила  направить письмо в адрес министра внутренних дел с просьбой разъяснить ситуацию и дать свою оценку произошедшему. А  также  направить  письмо-запрос  о произошедшем в адрес руководства Федерального дорожного агентства.
Оба предложения были одобрены участниками  заседания,  а  позже занесены в его протокол.

Взявший затем слово министр по чрезвычайным  ситуациям  Пучков Владимир  Андреевич подтвердил, что помощь нуждающимся была оказана своевременно. Благодаря вмешательству  в  ситуацию  МЧС  и  его территориальных органов из пробок, растянувшихся  на  десятки  километров,  были  выведены  все  легковые автомобили и автобусы (нужно отметить, что даже за границей полицейским это не всегда удается в подобных  ситуациях).  Как  известно,  у большегрузных машин и значительно больший  запас  топлива,  да  и  сами водители-дальнобойщики  более подготовлены  к,  так  сказать,  автономному  существованию.  Тем  не менее  нами  в  короткие  сроки  был создан  резерв  всего  необходимого на  проблемных  участках  дороги: пункты обогрева, горячая пища, вода, предметы  гигиены  и  санитарии  и даже тяжелая техника. Впервые организовали информационную работу с крупнейшими  автопредприятиями, пользующимися трассой М10. 

Мы,  конечно,  прикрыли  все  проблемные позиции. И это была хорошая школа. Кстати сказать, подобная ситуация  в  таком  масштабе  случилась  в  нашей  стране  впервые.  Но зима  в  России  шуток  не  понимает.  И она у нас в стране не заканчивается в отдельных регионах даже до июня.

Вопрос, конечно, стоит шире, чем ликвидация  последствий  любой  ЧС, пусть даже такого масштаба, как произошла  на  трассе  «Россия».  И  мы ведем  работу  сразу  по  нескольким направлениям.  Это  и  нормативно-правовая  работа.  Это  и  создание материально-технического  резерва, и помощь территориальным и муниципальным органам власти в подготовке к подобным ЧС. Это и работа по созданию «умных дорог», в том числе и  в  информационном  плане,  о  чем говорилось выше. Да и другие мероприятия  еще  по  ряду  направлений деятельности.  Это  позволит  избежать больших проблем как при чрезвычайных ситуациях, так и при загруженности трасс. 

Одним словом это была хорошая школа,  из  которой  мы  планируем извлечь необходимый урок для своевременного предупреждения подобной ЧС в любом регионе страны, на любой транспортной артерии. 

Итогом заседания Общественного  совета  при  МЧС  России  стало принятое решение, в котором: «… в целях  недопущения  ситуаций,  сложившихся на трассе М10 Москва – Санкт–  Петербург  с  30  ноября  по 2 декабря 2012 года, предложено поручить МЧС России совместно  с  МВД  России,  Минтрансом  и другими заинтересованными органами  создать  систему  информационно-аналитического  контроля над  состоянием  федеральной автомобильной дороги М10 Москва –  Санкт-Петербург  «Умная  автотрасса» и организовать ее опытную эксплуатацию,  предполагая  дальнейшее  распространение  данного опыта  на  основные  федеральные трассы страны».

Думается,  что  данная  работа будет продолжена до тех пор, пока не исчезнет даже возможность возникновения  ситуации,  подобной произошедшей на трассе. Ведь та работа,  за  которую  берется  МЧС, всегда  выполняется  до  конца  – подытожил разговор председатель Общественного совета.  

СИТУАЦИЯ. В период с 30 ноября по 2 декабря 2012 года в результате сильного  снегопада,  обледенения  дорожного покрытия и образования снежных заносов произошло нарушение движения автотранспорта на 8 участках трассы М-10 «Россия» и остановлено движение  более  4  тыс.  грузовых автомобилей на протяжении 191 км (на территории Тверской области – 135 км, Новгородской области – 56 км). Наиболее  тяжелая  обстановка  сложилась  на  территории  Тверской  области на  участках  Торжокского  (с  220-го  по 254-й км) и Вышневолоцкого (с 274 по 290 км) районов. Были приведены в режим «ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ» силы МЧС России Центрального  и  Северо-Западного федеральных  округов,  а  также  силы РСЧС 47 муниципальных образований Ленинградской, Новгородской и Тверской областей. В режим «ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ  СИТУАЦИИ»  были  приведены силы и средства РСЧС г. Твери.  ПОМОЩЬ. В  целях  организованного реагирования сил РСЧС и жизнеобеспечения населения, попавшего в заторы, на трассе М10 было развернуто 27 стационарных  и  мобильных  пунктов обогрева  и  питания,  что  обеспечило питанием 4787 человек. Обеспечение ГСМ автотранспорта было организовано на 20 стационарных АЗС и  6  мобильных  пунктах  заправки  (ими было доставлено 900 л топлива). Для  организации  медицинской  помощи была задействована ЦРБ г. Валдай Тверской  области  и  3  БСМП.  Медпомощь получили 17 человек. В главных управлениях МЧС России по Тверской  и  Новгородской  областям была  организована  работа  горячих линий. На них поступило 429 звонков. По всем вызовам приняты решения. Психологами МЧС России оказана психологическая помощь в 368 случаях.
СИЛЫ  И  СРЕДСТВА. Для  расчистки дорожного  полотна  было  привлечено 47 комбинированных дорожных машин, 8 тракторов с отвалом и 10 грейдеров, которые расчистили 274 км автодороги и  использовали  1300  мЗ песчано-гравийной смеси. К  ликвидации  последствий  происшествия  привлекался  361  человек  и  193 единицы техники (от МЧС России – 123 чел. и 40 ед. техники). В  02.30  03.12.2012  г.  движение  автотранспорта  по  трассе  М10  «Россия» было восстановлено в полном объеме.

Подготовил Григорий Одинцов,  наш корреспондент



От редакции

2021 г. объявлен в России Годом науки и технологий. А журналу «Гражданская защита» в этом году исполняется 65 лет. Возраст солидный. Но работы редакции хватит еще на несколько десятилетий. Ведь, как сказал в свое время еще Альберт Энштейн, «наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем и более глубокие трудности». На решение этой задачи наша редакция нацеливает не только своих журналистов, но и постоянных авторов журнала, а также каждого, кто хотел бы опубликовать свой материал в центральном издании МЧС России. Мы напоминаем всем при подготовке текстов придерживаться принципа трех «П»: Понятность, Полезность, Практичность. Этим критериям должны соотве...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Июнь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все