ЛЮБАЯ ЧС — ДЛЯ НАС УРОК

25 Декабря 2013

29 ноября в зале ВНИИ ГОЧС прошла научно-практическая конференция по теме «Опыт проведения крупномасштабных спасательных операций в ходе наводнения 2013 года в Дальневосточном федеральном округе». В ней участвовали руководители МЧС России и сотрудники, принимавшие участие в ликвидации последствий ЧС, разыгравшейся летом–осенью этого года на Дальнем Востоке. Присутствовали в зале и представители науки, занимающиеся подобными проявлениями природы и их предотвращением, а также представители других заинтересованных министерств и ведомств.

С вступительным словом к собравшимся обратился ми­нистр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий Владимир Андреевич Пучков. Он, в частности, сказал, что подобная опе­рация была уникальна по нескольким позициям. Во-первых, таких масштабных ЧС не помнят даже ветера­ны спасательной службы — в зоне бедствия оказались сразу шесть субъектов Федерации. Во-вторых, такого количества личного состава и техники не привлекалось ни на одну другую спасательную операцию (после ка­тастрофы на ЧАЭС). И в-третьих, стоит вспомнить, что на территории России в это же время произошло еще несколько крупномасштабных ЧС — это падение меторита в Челябинской области, а также ЧС в республи­ках Башкирия и Саха (Якутия).

Министр отметил, что главным положительным ито­гом спасательной операции стало то, что не допущены людские потери. Кроме того, он отметил оперативность работы всех структурных подразделений МЧС России. Особенно успешно отработали в непростой обстановке Национальный и территориальные ЦУКСы. В дальней­шем также эффективно сработала и вся группировка сил, развернутая в регионе. Отдельной благодарности заслуживают местные жители и волонтеры, прибыв­шие из разных регионов страны, а также военнослу­жащие Министерства обороны и представители других ведомств, вступивших в отчаянную схватку со стихией.

В заключение своего выступления Владимир Пуч­ков заметил, что любая чрезвычайная ситуация явля­ется для сотрудников министерства уроком. И в связи с этим выразил уверенность, что и данная научно-практическая конференция, рассматривающая полученный опыт в ходе наводнения на Дальнем Востоке и ликви­дации его последствий, принесет положительные ре­зультаты и придаст новый импульс в становлении спа­сательной службы России.

В зоне подтопления оказались:

6 субъектов Российской Федерации;

74 муниципальных образования;

388 населенных пунктов;

607 социально значимых объектов;

2 тыс. км автомобильных дорог;

3 700 приусадебных участков;

13 736 жилых домов;

135 тыс. человек пострадали;

620 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЙСТВИЙ СИЛ РСЧС

С докладом «Основные итоги действий сил РСЧС при проведении спасательной операции на территории Дальневосточного федерального округа» выступил заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Владимир Степанов.

Паводок на Дальнем Востоке, начавшийся в июле– августе 2013 г. с обильных и продолжительных атмосферных осадков, в общей сложности охватил шесть субъектов Дальневосточного федерального округа и уже стал историческим. Необходимо отметить также, что наводнение таких масштабов зафиксировано впер­вые за последние 115 лет наблюдений.

Территориальными органами МЧС России совмест­но с подразделениями Росгидромета в оперативном порядке были разработаны прогнозы и проведена де­тализация развития обстановки для всех районов по рекам Зея и Амур. Отдельно были смоделированы ха­рактеры затоплений населенных пунктов при самых неблагоприятных вариантах развития обстановки. Было построено свыше 1 тыс. моделей затоплений населен­ных пунктов, позволивших спланировать и провести мероприятия инженерной защиты по наращиванию дамб и заблаговременной эвакуации населения.

При угрозе подтопления одной из основных мер по экстренной защите населения являлась его эвакуация, что и было оперативно выполнено. А затем в субъек­тах Российской Федерации, подвергшихся затоплению, проводились первоочередные аварийно-спасательные работы:

                эвакуировано более 32 тыс. человек (в том числе более 9 тыс. детей);

                экстренная медицинская помощь оказана свыше 110 тыс. человек;

                возведено более 142 км защитных дамб.

Общая группировка сил и средств насчитывала 31 383 человека и 5 359 единиц техники (в том числе от МЧС России — соответственно 7 961 и 1 245). Авиа­ционная группировка составила 51 воздушное судно и 4 беспилотных летательных аппарата. Использовалось свыше 1 тыс. плавсредств.

Широко применялись новые технологии. Ежеднев­но системой космического мониторинга проводилась съемка опасных направлений, координация передви­жений сил и грузов отслеживалась системой ГЛО­НАСС. Работали беспилотные летательные аппараты.

В ходе работ по ликвидации последствий ЧС были определены актуальные направления совершенствования технологий чрезвычайного реагирования:

                совершенствование экипировки и оснащенности подразделений;

                развитие технологий применения беспилотных лета­тельных аппаратов;

                создание программно-аппаратных комплексов для оперативного моделирования сценариев развития ЧС;

                применение для откачки воды спектра перспектив­ного универсального насосного оборудования.

За время ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в зону ее из резервов были доставлены: пла­вательные средства; мотопомпы; электрогенераторы; тепловые пушки; продукты питания. Всего — 5 056 т груза на общую сумму свыше 495 млн рублей.

В регионе для размещения и жизнеобеспечения пострадавшего населения были подготовлены 250 пунктов временного размещения, в 47 из них разме­щались более 6,5 тыс. человек. На всех этих пунктах было организовано круглосуточное горячее питание, оказывалась медицинская и психологическая помощь. Работали детские комнаты и все остальные необходи­мые объекты инфраструктуры.

Работа пунктов временного размещения населе­ния находилась на личном контроле губернаторов, председателей комиссий по чрезвычайным ситуаци­ям, начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. В связи с наступле­нием зимнего периода организована работа 49 пунктов длительного пребывания, в которых размещены 2 388 человек, из них 640 детей.

Большое внимание руководство страны и МЧС Рос­сии уделяли оказанию материальной и финансовой помощи пострадавшим в результате наводнения. Из ре­зервного фонда Правительства Российской Федерации были выделены бюджетные ассигнования в размере до 17 млрд 414 млн 378 тыс. рублей, в том числе на выпла­ты пострадавшим гражданам до 12 млрд 264 млн 340 тыс. рублей, предоставлена дотация на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ в разме­ре до 2 млрд 405 млн 50 тыс. рублей.

Единовременная материальная помощь оказана 171 071 человеку, помощь в связи с частичной утратой имущества — 46 894 гражданам, помощь в связи с пол­ной утратой имущества — 14 180 гражданам.

Утверждены Временные положения, определяю­щие ускоренный порядок подготовки документов по выплате гражданам и финансированию неотложных мероприятий при чрезвычайной ситуации.

По результатам ликвидации последствий наводне­ния в Дальневосточном федеральном округе дальней­шее развитие РСЧС предполагает:

На первом этапе — в 2013–2014 гг. необходимо ре­ализовать новые принципы организации защиты насе­ления и территорий от опасностей и угроз природного и техногенного характера, которые будут акцентированы на выполнение комплекса мероприятий по формиро­ванию системы управления рисками, профилактике и предупреждению ЧС.

На втором этапе — в 2015–2016 гг. и на период до 2020 г. требуется предпринять шаги по повышению эффективности работы территориальных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций в субъектах Российской Федерации, также каче­ственных параметров работы органов управления, сил реагирования и их оснащенности современными техни­ческими средствами и технологиями.

Совершенствовать развитие РСЧС следует по не­скольким направлениям:

дальнейшее развитие системы антикризисного управления путем координации действий федеральных органов исполнительной власти в рамках РСЧС на основе единого информационного пространства;

реализация комплекса мер, направленных на ин­теграцию систем оповещения и информирования населения с системами мониторинга и прогнозиро­вания ЧС;

внедрение новых подходов по профилактике и пред­упреждению ЧС на основе принципов управления рисками в целях минимизации потерь;

совершенствование комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий по защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основе зонирования территорий субъектов Федера­ции по степени опасности;

создание аэромобильных группировок сил, осна­щенных современными техническими средствами для экстренного реагирования на крупномасштаб­ные ЧС;

развитие института добровольчества на качествен­но новом уровне, повышение уровня социальной за­щиты добровольцев.

Работа оперативного штаба Правительственной комиссии была организована по десяти основным направлениям:
1. Учет сил и средств, взаимодействие с авиацией.
2. Психологическое обеспечение.
3. Тыловое и техническое обеспечение.
4. Связь и оповещение населения.
5. Взаимодействие с функциональными и
территориальными подсистемами РСЧС.
6. Жизнеобеспечение населения.
7. Мониторинг и прогнозирование.
8. Работа научной группы.
9. Управление.
10. Информирование и взаимодействие со СМИ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ. РАБОТА АВАРИЙНО- ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ БРИГАД

С докладом по теме: «Организация взаимодействия созданных в период крупномасштабного наводнения на территории Дальневосточного федерального окру­га органов управления. Работа аварийно-восстанови­тельных бригад» выступил директор Департамента гражданской защиты МЧС России Сергей Диденко.

В ходе ликвидации крупномасштабного наводне­ия на Дальнем Востоке одним из ключевых факторов в работе созданной системы антикризисного управ­ления стала оранизация взаимодействия в деятель­ности оперативных штабов и оперативных групп на месте чрезвычайной ситуации.

Для координации деятельности федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации была организована кру­глосуточная работа Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, ее оперативного штаба, КЧС субъектов Дальневосточного федерального округа, оператив­ных штабов и групп подразделений МЧС России, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного само­управления.

Координация их действий осущест­влялась под эгидой Национального цен­тра управления в кризисных ситуациях МЧС России, где аккумулировалась вся оперативная информация о ходе работ в районах ЧС.

В период ликвидации ее последствий в системе антикризисного управления работали свыше 300 оперативных групп от МЧС России и более 200 — от тер­риториальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Непосредственно в районах чрезвычайной ситуа­ции были развернуты 7 подвижных пунктов управле­ния, организована работа 36 оперативных групп от территориальных органов МЧС России, а также 78 сводных оперативных групп, включавших в свой состав представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Общее управление силами и средствами, задей­ствованными для ликвидации ЧС, было возложено на оперативный штаб Правительственной комиссии как ее рабочий орган. Он осуществлял свою деятельность на территориях Амурской области, Еврейской АО и Хабаровского края и базировался в районах, где складывалась наиболее сложная обстановка: на начальном этапе в городе Зея Амурской области, затем — по мере перемещения паводковой волны — в Благовещенске и Комсомольске-на-Амуре.

Через оперативный штаб происходило взаимодей­ствие между органами управления РСЧС всех уровней. В него входили представители регионального центра МЧС России, главного управления МЧС, Минобороны, Правительства Амурской области, Филиала ОАО «Рус­Гидро» — «Зейская ГЭС». Заседания его проводились, как правило, на территории того муниципального обра­зования, где в данный момент складывалась наиболее сложная паводковая обстановка.

Ежедневно заслушивались главы муниципальных районов и городских округов по реальной обстановке в подтопленных населенных пунктах, о принятых ме­роприятиях по ликвидации ЧС и необходимости допол­нительного привлечения сил и средств на тот или иной участок, о проводимых работах по откачке воды из жилых помещений, восстановлению автомобильного сообщения между населенными пунктами и аварийно- восстановительных работах по преодолению послед­ствий ЧС, а также о состоянии учета пострадавших от наводнения граждан для оказания им материаль­ной помощи. Оформлялись необходимые документы, определялась пригодность к дальнейшему использо­ванию жилья, попавшего в зону затопления, и т. п. В соответствии с изменениями обстановки, прогнозом ее развития и поданными в штаб заявками оператив­но принимиались решения по перегруппировке сил и средств, своевременному их наращиванию на наибо­лее сложных участках.

Следует отметить, что эффективность работы опе­ративного штаба во многом обеспечивалась благодаря тесному взаимодействию с Минобороны России, пред­ставители которого входили в его состав, учитывая тот факт, что группировка сил и средств военного ведом­ства составляла более 5 тыс. человек и около 1 тыс. единиц техники.

При организации взаимодействия ежедневно уточ­нялась паводковая обстановка, органы Росгидромета давали прогноз ее развития. Регулярно проводились заседания межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы Зейской и Бурейской ГЭС Росводресурсов.

Органы Роспотребнадзора осуществляли санитар­ный контроль в пунктах временного размещения населе­ния, а также контроль качества питьевой воды, центра­лизованного водоснабжения, подземных его источников и децентрализованного водоснабжения. А органы Минз­драва РФ оказывали медицинскую помощь гражданам.

Большой вклад в дело борьбы со стихией внесли военнослужащие Восточного военного округа Минобо­роны России и Восточного регионального командова­ния внутренних войск МВД России.

В целом оперативные штабы в ходе ликвидации крупномасштабной ЧС с задачами по сбору, обоб­щению обширной информации и оценке обстановки, организации управления силами и координации их действий, взаимодействия сил функциональных и тер­риториальных подсистем РСЧС субъектов справились. Вертикаль управления между штабами федерального, межрегионального, регионального и муниципального уровней была обеспечена.

Вместе с тем в работе оперативных штабов был выявлен и ряд недостатков. В частности, при развитии чрезвычайной ситуации оперативная информация о подтопленных жилых домах и населении, попавшем в зону бедствия, не всегда соответствовала действитель­ности и требовала последующего уточнения. Руководи­тели оперативных штабов главных управлений имели слабые навыки в обобщении и представлении донесе­ний. В Хабаровском крае оперативный штаб Главного управления МЧС России функционировал отдельно от штаба правительства края.

Одним из существенных недостатков в организации работы аварийно-восстановительных бригад было то, что руководители местных администраций зачастую неправильно распределяли им задачи. В результате часть бригад работали неэффективно, несвоевремен­но перебрасывались на те участки, где их помощь была наиболее необходима.

Надо сказать, что для проведения аварийно-вос­становительных и других неотложных работ были сформированы и задействованы свыше 300 аварий­но-восстановительных бригад по 15 человек каждая. Их силами приведено в нармальное состояние более 150 социально значимых объектов, очищено свыше 6 тыс. подворий, произведена откачка воды из 2,8 тыс. домов, расчищено более 1 тыс. км дорог, проездов и улиц. Бригады работали по заявкам руководителей местных администраций и в тесном взаимодействии с оперативными штабами муниципальных районов.

В задачи бригад входило оказание помощи адми­нистрациям в восстановлении работы объектов инфра­структуры и социально значимых объектов. Кроме того, спасатели и добровольцы оказывали адресную помощь инвалидам, престарелым гражданам, социально неза­щищенным слоям населения в расчистке дворовых тер­риторий от мусора, доставке необходимых материалов для восстановления поврежденного жилья.

В ходе ликвидации последствий ЧС аварийно-вос­становительные бригады выполняли самые разнообразные работы, такие, как:

                откачка воды из домов;

                укрепление дамб;

                ликвидация подтопления дворов, огородов, дорог населенных пунктов;

                оповещение населения об угрозе затопления, его эвакуация;

                спасение утопающих и материальных средств;

                доставка продовольствия, медикаментов, питьевой воды и другого необходимого имущества;

                очистка дренажных канав, ливневых стоков;

                уборка улиц (дорог) от мусора, очистка подворий;

                оборудование водоналивных дамб, расчистка русел для схода паводковых вод;

                выставление постов для контроля уровня воды, осу­ществление патрулирования;

                обеспечение работы комиссии по оценке ущерба;

                оказание первой медицинской и психологической помощи;

                производство водолазных работ по поиску и подъ­ему затонувших автомобилей, обследованию терри­торий и зданий;

                помощь в благоустройстве домов, подвоз стройма­териалов;

                просушка подполий, подвалов жилых домов;

                оказание помощи в ремонте (восстановлении) мо­стов и дорог, благоустройстве территории;

                заготовка дров населению.

В завершение следует еще раз сказать, что в ходе ликвидации крупномасштабного наводнеия на Даль­нем Востоке одним из ключевых факторов эффек­тивной работы созданной системы антикризисного управления послужила оранизация взаимодействия при работе оперативных штабов и групп в районе ЧС. Это позволило реализовать в оперативном режиме комплекс мер, обеспечивающих безопасность жизне­деятельности в пострадавших субъектах РФ региона, а в последующем, после спада уровней воды, восста­новление попавших в зону ЧС территорий.



От редакции

2021 г. объявлен в России Годом науки и технологий. А журналу «Гражданская защита» в этом году исполняется 65 лет. Возраст солидный. Но работы редакции хватит еще на несколько десятилетий. Ведь, как сказал в свое время еще Альберт Энштейн, «наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем и более глубокие трудности». На решение этой задачи наша редакция нацеливает не только своих журналистов, но и постоянных авторов журнала, а также каждого, кто хотел бы опубликовать свой материал в центральном издании МЧС России. Мы напоминаем всем при подготовке текстов придерживаться принципа трех «П»: Понятность, Полезность, Практичность. Этим критериям должны соотве...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Июнь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все