РАЗВИТИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ КОМПЛЕКСНЫМ

04 Февраля 2015

Владимир Семиряга, наш корреспондент. Фото автора

 

В конце2014 г. в Санкт-Петербурге под эгидой межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» прошел IV форум «Арктика: настоящее и будущее».

Мероприятие стало в определенном смысле знаковым, поскольку завершало годовую программу акций, выставок, учений и дискуссий, посвященную развитию Арктического региона России.

Для МЧС России2014 г. был насыщен событиями, относящимися к арктической проблематике. В марте состоялась поездка группы специалистов по местам дислокации будущих арктических комплексных аварийно-спасательных центров в Тикси, Певеке, Анадыре и Провидения. В августе в рамках международной встречи представителей государств — членов Арктического совета прошло учение с привлечением сил и средств МЧС России.

В сентябре был открыт аварийно-спасательный центр в Архангельске. Завершено строительство первой очереди такого центра в Мурманске, прошел конкурс на проведение проектно-изыскательских работ для центров в названных пунктах.

В рамках форума состоялось также заседание Экспертного совета МЧС России, на котором были заслушаны доклады, освещающие деятельность аварийно-спасательных центров МЧС России и особенности обеспечения безопасности при реализации совместных арктических проектов Русского географического общества, вопросы развития туризма в Арктике и обеспечения безопасности туристических групп и другие актуальные вопросы. На заседании почетным председателем Экспертного совета МЧС России избран заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания, Герой Российской Федерации, заслуженный спасатель России Юрий Воробьев, председателем Экспертного совета — первый заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям России Сергей Шляков.

Тон выступлениям задал президент «Ассоциации полярников», спецпредставитель Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктиде Артур Чилингаров, который поднял вопрос об активном продвижении национальной арктической идеи в общественное сознание, в политические, промышленные и деловые круги страны.

Эффективным инструментом его продвижения является создание полярных комиссий при правительствах субъектов РФ. Такие комиссии, по словам Артура Чилингарова, уже образованы в Санкт-Петербурге и Мурманской области, они формируются также в Архангельской области, Ненецком автономном округе, Красноярском крае. Основными задачами комиссий должно стать решение вопросов прямого содействия и поддержки реализации конкретных проектов развития Арктической зоны, вопросов межрегионального взаимодействия.

Представлявший на форуме МЧС России заместитель министра Александр Чуприян выступил с докладом «Роль аварийно-спасательных центров в обеспечении экологической безопасности Арктики при транспортной и хозяйственной деятельности». Он, в частности, отметил, что при формировании системы комплексной безопасности в Арктике приходится учитывать особенности региона, такие, как экстремальные природно-климатические условия, очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения, удаленность от основных промышленных центров и др.

Сейчас в состав системы комплексной безопасности Арктической зоны входят: арктические аварийно-спасательные центры МЧС России, группировки сил и средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, а также группировки территориальных подсистем РСЧС.

Численность группировки сил и средств исполнительной власти Российской Федерации и муниципальных сил вэтой зоне достигает 16 тыс. человек. Из них от МЧС России — 7,8 тыс. Не менее информативными были и другие выступления. Так, начальник Управления регулирования перевозок Федерального агентства воздушного транспорта Андрей Круглов остановился на перспективах модернизации аэропортов и развития региональных перевозок в Арктическом регионе. Он отметил, что основными проблемами аэропортов здесь являются высокая степень износа инфраструктуры, малая интенсивность полетов. Всего на территории данного региона сейчас 73 аэродрома, в том числе 24 — с искусственными взлетно-посадочными полосами и 49 — с грунтовыми. По словам представителя Росавиации, на реконструкцию и строительство аэродромов в Арктической зоне на период 2014–2020 гг. предусмотрено выделить более 28 млрд рублей.

Вице-президент РЖД Виктор Степов охарактеризовал Арктический регион с точки зрения развития производительных сил как район нового хозяйственного освоения. Освоение его природных ресурсов (углеводородное сырье, цветные металлы и другие полезные ископаемые) невозможно без принятия продуктивных мер по транспортному обеспечению. В связи с этим РЖД планирует усилить подходы к портам Северо-Запада, в первую очередь к Мурманску. В частности, предусматриваются комплексная реконструкция участка Мга — Гатчина — Веймарн — Иван-город, организация скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург — Бусловская, усиление пропускной способности направлений Волховстрой — Мурманск и Дмитров — Сонково — Мга и т. д. На развитие и модернизацию железнодорожной инфраструктуры в Северо-Запад-ном регионе на период 2014–2020 гг. РЖД планирует выделить 242 млрд рублей.

Генеральный директор ОАО «Роскартография» Дмитрий Красников в своем выступлении затронул вопросы информационно-картографического обеспечения Арктической зоны России. Он отметил, что в связи с активизацией хозяйственной деятельности в этом регионе возрастает и потребность в современных картах территории в различных масштабах и в получении комплексной природно-ресурсной, социально-экономической, историко-культурной и другой информации. Необходимы также достоверные данные о территориальном размещении объектов инфраструктуры, перспективных для освоения участков, особо охраняемых зон и др. В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина принято решение о создании национального атласа Арктики.

Заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергей Антонов говорил об отсутствии крупных портов вдоль арктических морских путей, неадекватных пока системах поиска и спасения, возможных проблемах с прогнозом времени доставки контейнерных грузов «точно в срок», что является одним из основных факторов, сдерживающих развитие трансарктического судоходства.

Он также отметил, что помимо строительства новых мощностей сегодня остро стоит вопрос сохранения и ремонта действующих портов. Резкое сокращение грузооборота ряда северных портов-моногородов привело к тому, что они практически прекратили свою деятельность. Как следствие, разрушаются гидротехнические и другие сооружения, перегрузочные средства, средства навигационного обеспечения.

Сказали свое слово и руководители регионов. Так, губернатор Мурманской области Марина Ковтун сообщила, что «в ближайшие годы планируется реализация проектов комплексного освоения минерально-сырьевой базы дефицитных и стратегических видов минералов. Среди них — проект строительства горно-обогатительного комбината на базе платинометалльного месторождения «Федорова Тундра» и проект создания аналогичного комбината по производству диоксида титана, редких и редкоземельных металлов на базе Африкандского месторождения».

По словам губернатора, освоение запасов редкоземельных металлов для Мурманской области, где сосредоточено 70 % всех разведанных запасов редких земель в России, может стать новым направлением развития сырьевого комплекса, причем в форме создания здесь химико-технологического инновационного центра.

«Безусловное наше преимущество» — так охарактеризовала Марина Ковтун глубоководный незамерзающий морской порт Мурманска, который сегодня является базовым в Северном бассейне по обеспечению перевозок грузов по трассам Северного морского пути. В целях создания круглогодичного глубоководного морского центра по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений в Мурманской области в рамках соответствующей федеральной целевой программы реализуется проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».

Проект предусматривает развитие инфраструктуры морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также логистической и складской инфраструктуры.

В свою очередь глава Ненецкого автономного округа Игорь Кошин, отмечая значительные запасы углеводородов в регионе, подчеркнул, что это, безусловно, открывает перед округом большие возможности. «Но вместе с тем мы не забываем, что всякая возможность одновременно накладывает на нас и колоссальную степень ответственности, — сказал он. — Могу уверенно заявить, что Ненецкий округ готов к выполнению задач, которые стоят перед северными территориями государства. И это не просто готовность, это наша обязанность, которая обусловлена географическим расположением региона».

Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге — заместитель председателя правительства республики Галина Макарова особо отметила, что для арктических территорий крайне важна выработка устойчивых моделей их комплексного развития, которые обеспечат сбалансированность промышленного освоения, хрупкой экосистемы Арктики и культурных традиций народов Севера.

Она напомнила, что идея создания, по аналогии с Перманентным фондом Аляски, Федерального целевого фонда развития Арктики витает уже давно. В качестве источников финансирования фонда можно рассматривать разовые платежи от участия в конкурсах и аукционах на пользование недрами Арктической зоны, отчисления части прибыли компаний, осуществляющих производственную деятельность на данной территории. Подобные фонды функционируют и в других странах сырьевой специализации — в Канаде, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Норвегии.

Об обеспечении экологического надзора на территории Арктической зоны России говорил заместитель начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Василий Федоров. В2014 г. эта служба провела 220 экспертиз, из них 20 % имели отношение к Арктике. Это программы морских инженерных изысканий, строительство скважин, объекты инфраструктуры, технологии обезвреживания. В целом ситуация тревоги не вызывает.

Однако докладчик отдельно остановился на государственной экологической экспертизе планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Если у компании нет положительного заключения на такой план, то ей запрещается деятельность по освоению месторождений углеводородов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также транспортировка нефти и нефтепродуктов.

Одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной службы, по словам Василия Федорова, является осуществление надзора на континентальном шельфе арктических морей. Освоение месторождений углеводородов на шельфе он считает наиболее опасным видом хозяйственной деятельности. Это может нанести непоправимый вред окружающей среде. В настоящее время на шельфе арктических морей выдана 81 лицензия на пользование недрами, более половины из них приходится на долю «Газпрома» и «Роснефти».

И конечно же, в такой аудитории не могли быть не озвучены проблемы, связанные с функционированием Северного морского пути. О них говорил руководитель Администрации Северного морского пути Александр Ольшевский. Ныне нашим законодательством установлены границы акватории этой трассы и созданы условия для централизованного государственного управления ею. В2014 г. на плавание в акватории Севморпути разрешение выдано 614 судам, в том числе 109 судам под иностранным флагом.

Он также отметил, что для успешного и безопасного функционирования трассы не-обходимо развивать атомный ледокольный флот. В России сейчас строятся три атомных ледокола нового поколения с уменьшенной осадкой — до8,5 мдля работы на мелководье на устьевых участках рек.

Не были обойдены вниманием и международные аспекты освоения Арктики. О них рассказал посол по особым поручениям МИД России Владимир Барбин. В2001 г. Россия, сообщил он, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву1982 г. в качестве прибрежного государства впервые внесла в Комиссию по границам континентального шельфа свою заявку. В ее обоснование собран огромный массив дополнительных научных данных.

Общим в выступлениях на форуме руководителей регионов, ученых и специалистов было понимание того факта, что выполнение задачи по комплексному социально-экономическому развитию арктических территорий возможно только через консолидацию усилий государства, бизнеса и общества, людей и организаций, которые работают и живут в этом регионе.



От редакции

2021 г. объявлен в России Годом науки и технологий. А журналу «Гражданская защита» в этом году исполняется 65 лет. Возраст солидный. Но работы редакции хватит еще на несколько десятилетий. Ведь, как сказал в свое время еще Альберт Энштейн, «наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем и более глубокие трудности». На решение этой задачи наша редакция нацеливает не только своих журналистов, но и постоянных авторов журнала, а также каждого, кто хотел бы опубликовать свой материал в центральном издании МЧС России. Мы напоминаем всем при подготовке текстов придерживаться принципа трех «П»: Понятность, Полезность, Практичность. Этим критериям должны соотве...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Июнь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все