Основополагающие инструменты нашей деятельности

25 Марта 2016

В свое время государственный и общественный деятель, юрист Анатолий Федорович Кони произнес следующие слова: «Язык закона скуп и лаконичен — и краткие его определения требуют подчас вдумчивого толкования, которое невозможно без проникновения в мысль законодателя». Сегодня я хотел бы обратить особое внимание руководителей всех уровней на необходимость понимания значимости применения правовых инструментов в решении задач обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, а также активного участия в разработке соответствующих норм и формировании механизма их реализации.

В области обеспечения пожарной безопасности

Закреплено понятие «координация в области пожарной безопасности» и исключены полномочия Государственной противопожарной службы по координации деятельности других видов пожарной охраны (ФЗ от 2 мая 2015 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О пожарной безопасности”»). Полномочия по координации деятельности пожарной охраны и управлению в области пожарной безопасности возложены на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС России) (ФЗ от 30 декабря 2015 г. № 448-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций»). Решение этого вопроса внесло правовую определенность при установлении полномочий и ответственности при принятии управленческих решений, прежде всего при тушении пожаров. Это позволило также эффективно организовать деятельность гарнизонов пожарной охраны.

Кроме того, закреплены термины «пожарно-спасательный гарнизон» и «пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы» (ФЗ от 13 июля 2015 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности»).

А в названном уже федеральном законе от 30 декабря 2015 г. № 448-ФЗ зафиксированы составные элементы и основания их вхождения в состав пожарно-спасательного гарнизона. Установлены виды пожарно-спасательных гарнизонов, порядок несения гарнизонной и караульной службы.

Эти изменения в законодательстве позволяют гарнизонам и подразделениям реагировать на ЧС различного характера, в том числе не связанные с тушением пожаров, консолидируя силы и средства всех составных элементов пожарно-спасательных гарнизонов: органов управления и Государственного пожарного надзора, подразделений, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ. Все эти составные элементы могут быть расположены постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте, либо в нескольких близлежащих, входящих в пожарно-спасательный гарнизон.

Руководители пожарно-спасательных подразделений ФПС наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ (ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 5 октября 2015 г. № 283-ФЗ).

Тот же ФЗ № 448-ФЗ расширил полномочия руководителя тушения пожара, связанные с определением зоны последнего, привлечением при необходимости к его ликвидации дополнительных сил и средств, в том числе РСЧС, с установлением порядка управления действиями подразделений пожарной охраны и привлеченных к его тушению сил, с принятием мер по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины возгорания.

В сфере защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

В силу изменений социально-политических и экономических условий жизни населения и государства, благодаря эффективной законопроектной деятельности министерства произошли следующие преобразования.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 38-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”» ввел понятия «критически важный объект» и «потенциально опасный объект», которые до этого законодательно не были определены, а также понятие «территория, подверженная повышенному риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов», уточняющее и дополняющее термин «зона экстренного оповещения населения».

А Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”» дал определение органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (отсутствовавшее до этого).

Он же установил федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый уровни функционирования РСЧС, разграничил понятия «постоянно действующих органов управления» и органов «повседневного управления» на всех уровнях. Теперь НЦУКС определяется как орган повседневного управления и наделяется функциями обеспечения функционирования и координации деятельности органов управления РСЧС.

В системе управления гражданской обороной

С учетом новых подходов обустройства системы управления ГО и в целях актуализации задач в этой области, а также создания служб для выполнения специальных мероприятий ГО принят Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданской обороне”». Он закрепил не определенные до этого законодательными актами понятия «управление гражданской обороной» и «система управления гражданской обороной».

А закон от 30 декабря 2015 г. № 448-ФЗ возложил координацию деятельности органов управления гражданской обороной и сил ГО на федеральном уровне на орган повседневного управления — НЦУКС МЧС России, а на межрегиональном и региональном уровнях — на ЦУКСы.

Во исполнение решения Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу совершенствования военной организации страны на период до 2020 г. разработан и принят Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”», который позволит МЧС России самостоятельно осуществлять отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту.

В рамках улучшения соцзащиты

Поскольку одной из самых приоритетных задач министерства является повышение уровня социальной защищенности сотрудников и работников МЧС России, то по данному направлению проводится объемная законопроектная деятельность. Для уточнения исключительных полномочий государственных органов по созданию профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), осуществляющих горноспасательное обслуживание объектов ведения горных работ, и закрепления этих полномочий за Правительством РФ, разрабатывается законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “Об аварийноспасательных службах и статусе спасателей”». Работу над ним планируется завершить в третьем квартале 2016 г. В целях дальнейшего повышения адресной поддержки граждан разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”». Его принятие позволит обеспечить единообразное применение законодательных норм и урегулировать возникающие спорные вопросы при назначении (прекращении предоставления) мер социальной поддержки, в том числе назначенных на определенный срок, при изменении границ зон радиоактивного загрязнения, а также урегулировать вопросы отнесения населенных пунктов к зонам радиоактивного загрязнения (пересмотра границ этих зон).

А вот принятый год назад Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 53-ФЗ «О внесении изменения в Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации» позволил признать категорию граждан, направленных в свое время комсомольскими органами на работы, связанные с преодолением последствий аварии на ЧАЭС, участниками ликвидации этой катастрофы и закрепить их право на возмещение вреда и на меры социальной поддержки.

В качестве заключения

Современный, качественно новый этап развития безопасности жизнедеятельности населения требует свежих, научно обоснованных, системных и концептуальных подходов к ее законодательному обеспечению.

Дальнейшее совершенствование правовых механизмов в данной области позволит выстроить ее четкие контуры и конкретизировать соответствующие положения во всей системе национального права.

Завершить изложение материала хочется еще одной цитатой — на этот раз государственного деятеля Российской империи Петра Аркадьевича Столыпина, отмечавшего, что «дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа — вот девиз для нас всех»! Полностью согласен с этими словами и уверен, что только совместной и эффективной реализацией полномочий как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления мы сможем успешно решить все задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.



От редакции

Наступивший 2020 г. богат на юбилейные даты. Прежде всего, это, конечно, год 75-летия Победы советского народа и нашей могучей армии над фашизмом во Второй мировой войне. Также в этом году исполняется 30 лет Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Впрочем, это совсем не означает, что впереди нас ждут исключительно юбилейные мероприятия и праздничная атмосфера. Специфика работы в нашем ведомстве особенная. И носит она характер чрезвычайный. Так что со страниц нашего журнала не исчезнут материалы об истории становления министерства, о его героях и операциях, вошедших в золотой фонд аварийно-спасательного дела. А поскольку любая круглая дата – серьезный повод проанализировать пройденный путь и по...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Июль »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все