ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

29 Декабря 2017

 

Василий Полевой, канд. воен. наук; Александр Кузьмин, канд. воен. наук; АГЗ МЧС России

С одной стороны, многие зарубежные и отечественные специалисты предполагают, что вследствие всеобщего признания невозможности достижения победы в масштабной ядерной войне, глобальной катастрофичности ее последствий вероятность возникновения такой войны очень мала.

С другой стороны, в соответствии с Военной доктриной Российской Федерации Россия «оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Таким образом, есть основания полагать, что вероятность ядерной войны все-таки сохранится еще достаточно долгое время.

В последний период внимание у нас уделялось в основном планированию и подготовке мероприятий гражданской обороны в условиях войны с применением только обычных средств поражения (ОСП) и высокоточного оружия (ВТО). Последствия применения такого оружия:

- высокий уровень потерь среди мирного населения;

- нарушение работы основных систем государственного управления;

- поражение транспортной инфраструктуры и ряда важнейших отраслей экономики;

- массовое появление масштабных очагов комбинированного поражения от воздействия вторичных поражающих факторов;

- разрушение систем жизнеобеспечения.

В этих условиях, считаем, обоснованными будут следующие предположения: значимость мероприятий ГО останется неизменно высокой; для ликвидации последствий применения ОСП и ВТО вследствие разрушения объектов экономики и массового появления вторичных поражающих факторов потребуется привлечение значительных сил, прежде всего гражданской обороны; население становится одним из объектов удара ОСП и ВТО, поэтому актуальность задачи по его защите тоже останется высокой.

При определении основных направлений дальнейшего развития гражданской обороны важно выявить общие тенденции в изменении внешних (внешнеполитических и военных) и внутренних (внутриполитических и социально-экономических) условий. Эти изменения обусловливаются как трансформацией военно-политической, военно-технической, социально-экономической обстановки в стране и мире, так и совершенствованием и оптимизацией мероприятий ГО при решении задачи обеспечения национальной безопасности государства.

 

НАША СПРАВКА

В Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 г. основными факторами, влияющими на состояние этой системы в современных условиях, определены:

- нарастание рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов производственной и транспортной инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов;

- увеличение в среднесрочной и долгосрочной перспективе размера возможного ущерба от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и объема мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

- угроза возникновения очагов вооруженных конфликтов и их эскалации;

- сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе вызванных новыми, неизвестными ранее возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных;

- растущая угроза проявлений экстремизма.

 

Реализация же основных направлений возможна только при соблюдении целого ряда принципов. Прежде всего приоритет должен отдаваться решению задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций и спасению человеческих жизней в условиях бедствий. Отсюда необходимость постоянной готовности сил гражданской обороны к выполнению возложенных на нее задач и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации. При этом должен выдерживаться принцип разумной достаточности сил и средств ГО, их адекватности современным угрозам безопасности личности, обществу и государству.

Непременными условиями реализации приоритетных направлений являются централизация и координация управления гражданской обороной, соблюдение законности при планировании и осуществлении ее мероприятий, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм и милосердие.

При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций должны соблюдаться также принципы оправданности рисков и обеспечения безопасности.

Наконец, важна международная интеграция со спасательными службами других государств.

Реализация всех этих принципов базируется на том, что гражданская оборона будет выступать как активная форма участия всего населения страны, всех органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства. При этом на систему гражданской обороны возлагаются три функции:

оборонная – при решении задачи сохранения людских ресурсов и экономического потенциала страны;

социальная – при решении задачи по защите населения и оказанию помощи пострадавшим в мирное и военное время, а также их первоочередному жизнеобеспечению;

экономическая – при решении задачи по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики, защите материальных и культурных ценностей, снижению материального ущерба.

 

НАША СПРАВКА

 

Приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны:

- совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в сфере ГО с учетом изменений, вносимых в законодательные акты РФ, и внедрение в стране системы стратегического планирования;

- совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

- совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от таких опасностей;

- развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

- повышение качества подготовки населения по гражданской обороне;

- развитие международного сотрудничества в области ГО.

 

Система гражданской обороны должна строиться, исходя из основных возможных вариантов развития обстановки в мире и стране и в общем комплексе с системами ее мобилизационной подготовки, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения обороноспособности и внутренней безопасности страны.

В этом контексте важной задачей является дальнейшее реформирование системы управления гражданской обороной в соответствии с современными требованиями. В 2017 г. в МЧС России осуществлен переход на трехуровневую систему управления, которая должна обеспечить эффективную координацию деятельности органов управления и повысить оперативность управления силами гражданской обороны. С этой целью была организована работа по пересмотру порядка доведения сигналов ГО. Подготовлены изменения в Порядок приведения гражданской обороны в готовность (утвержденный Правительством РФ 15.06.2010 г. № 437-13), учитывающие переход на трехуровневую систему управления. Предусмотрено наделение МЧС России полномочиями по определению типовых перечней первоочередных мероприятий по гражданской обороне и срокам их выполнения.

Приоритетные задачи по данному направлению деятельности следующие:

- развитие Национального центра управления в кризисных ситуациях;

- интеграция ведомственных систем управления и информационных ресурсов;

- развитие центров управления в кризисных ситуациях на региональном уровне;

- развитие пунктов управления гражданской обороной, включая подвижные, и повышение уровня их технической оснащенности;

- совершенствование информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны;

- развитие систем оповещения и информирования населения;

- комплексное использование возможностей единой сети электросвязи РФ для доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Итогом всей этой работы должны стать: создание единой целостной системы управления в кризисных ситуациях мирного и военного времени, в том числе задействованной в интересах гражданской обороны; интеграция системы управления ГО в единую государственную систему управления в военное время; формирование целостной системы пунктов управления гражданской обороной, определение их перечня для каждого уровня управления, а также оперативно-тактических и технических требований к ним.

Не менее важная задача – дальнейшее совершенствование структуры и состава сил гражданской обороны. Необходимость их развития обусловлена изменяющимся характером вооруженных конфликтов, а также возложением на силы гражданской обороны задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

 

НАША СПРАВКА

 

Требования к составу, структуре, оснащению и уровню подготовки сил ГО:

- обеспечение минимизации потерь населения (персонала объектов) в вооруженных конфликтах и ущерба, наносимого поражаемым объектам (производственному и оборонному потенциалу);

- обеспечение устойчивого функционирования экономики и инфраструктуры страны;

- адекватное реагирование на военные опасности и другие виды угроз;

- соответствие единым требованиям по основам ведения гражданской обороны, поддержанию готовности ее сил, подготовке населения к защите от различных опасностей;

- готовность к функционированию в круглосуточном режиме при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера;

- мобилизационная готовность и стратегическая мобильность;

- высокий уровень профессиональной подготовки сил к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В ходе современных военных конфликтов общая эвакуация населения, как показывает опыт, не проводится. Основной способ его защиты сегодня и на обозримую перспективу – укрытие людей в защитных сооружениях. А эвакуацию предполагается планировать и проводить в соответствии с новыми принципами, к которым относятся следующие:

- активное использование личного транспорта граждан (его количество за последние десятилетия намного увеличилось);

- учет возможностей по размещению граждан в имеющемся у них загородном жилье;

- планирование и проведение эвакуации не только по производственному, но и по территориальному принципу;

- учет пожеланий граждан при выборе ими мест проживания в безопасных районах.

Гражданская оборона продолжит свое активное участие в сохранении экономического потенциала страны в условиях военных конфликтов. Основные мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения в военное время, также будут выполняться заблаговременно, в мирное время. Потребуется внести коррективы в соответствующие нормативные правовые акты с учетом опыта применения высокоточного оружия в современных военных конфликтах.

Актуальной в таких условиях останется задача жизнеобеспечения пострадавшего населения. В целях ее выполнения необходимо поддерживать в исправном состоянии существующие объекты жизнеобеспечения. Следует провести их учет, паспортизацию, разработать схемы размещения, организовать государственный надзор за объектами. Должны быть подготовлены проектные решения на объекты, приспосабливаемые для решения задач жизнеобеспечения. Крайне важно поддерживать на необходимом уровне запасы средств жизнеобеспечения и создать условия для их защиты от влияния негативных факторов окружающей среды.

Одним из насущных направлений развития гражданской обороны является ее участие в обеспечении решения государственных экономических задач в Арктическом регионе. Для России он играет поистине ключевую роль. Причина не только в имеющихся там громадных запасах природного газа. Дело в том, что основные его объемы, потребляемые для обеспечения электроэнергией и теплом российской промышленности и крупнейших городов, добываются в Арктическом регионе, преимущественно на Ямале. Разведанные запасы газа в Ямало-Ненецком автономном округе достигают более 90 трлн м3. Это более двух третей российских запасов газа и четверть – мировых запасов.

Кроме того, географическое расположение месторождений позволяет противнику в принципе достаточно легко нанести России серьезный экономический ущерб. В случае разрушения газовых магистралей, газонапорных станций, подземных газохранилищ и наиболее важных скважин российская экономика лишится своего основного энергоносителя. Даже просто сокращение объемов подачи газа окажет негативное влияние на экономическое состояние страны. А в ближайшее время экономическое и стратегическое значение Ямала как базового месторождения углеводородов еще более возрастет в связи с вводом в строй газопровода «Сила Сибири». Это обстоятельство определяет необходимость внесения своевременных изменений в планы гражданской обороны России в Арктике.

В докладе главы МЧС России Владимира Пучкова на семинаре с руководящим составом министерства (2015 г.) «О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России (Программа МЧС – 2030)» были определены векторы развития ведомства до 2030 г., при этом особое внимание было уделено обеспечению безопасности в Арктике. В документе подчеркивается, что происходящие в этом регионе процессы необходимо учитывать и отражать при определении перспектив развития гражданской обороны, следует продолжать «инвентаризацию» многочисленных нормативных актов разного уровня, посвященных Арктике. Во вновь разрабатываемых нормативных правовых актах целесообразно особо подчеркнуть роль и значение предупреждения и ликвидации последствий ЧС в Арктике как одной из важнейших функций государства.

 

В ТЕМУ

Перспективы развития гражданской обороны должны определяться также с учетом основных рисков, связанных с реализацией инновационного сценария развития России. Эти риски заключаются в том, что:

- возрастает накал борьбы за право использования природно-сырьевых ресурсов, существует угроза применения военных и невоенных форм межгосударственного противоборства по всему периметру границ Российской Федерации;

- проявляется дефицит водных ресурсов, ухудшается состояние гидротехнической инфраструктуры;

- ухудшается демографическая ситуация, сокращается прирост численности населения, обостряется дефицит трудовых ресурсов;

- повышаются риски техногенных катастроф в производственной сфере и сфере ЖКХ.

 

В последние годы возник еще один существенный фактор в области гражданской обороны. Международный терроризм и связанные с ним угрозы террористических актов приобретают такие масштабы, что их последствия вполне сопоставимы с последствиями вооруженного конфликта или чрезвычайной ситуации. В этих условиях силы гражданской обороны не могут не участвовать в мероприятиях по защите населения и оказанию ему помощи.

Таким образом, роль гражданской обороны в современных условиях и на перспективу остается значимой для государства. Главную стратегическую цель ее дальнейшего развития можно сформулировать так: усиление роли и значимости мероприятий ГО в обеспечении национальной безопасности России, повышение ее авторитета в обществе и превращение в социально значимую систему, эффективно действующую в условиях как военного, так и мирного времени.



От редакции

Наступивший 2020 г. богат на юбилейные даты. Прежде всего, это, конечно, год 75-летия Победы советского народа и нашей могучей армии над фашизмом во Второй мировой войне. Также в этом году исполняется 30 лет Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Впрочем, это совсем не означает, что впереди нас ждут исключительно юбилейные мероприятия и праздничная атмосфера. Специфика работы в нашем ведомстве особенная. И носит она характер чрезвычайный. Так что со страниц нашего журнала не исчезнут материалы об истории становления министерства, о его героях и операциях, вошедших в золотой фонд аварийно-спасательного дела. А поскольку любая круглая дата – серьезный повод проанализировать пройденный путь и по...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Июль »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все