ПРАВО

21 Декабря 2020

Законодательные инициативы МЧС России

В уходящем году МЧС России подготовило целый ряд проектов федеральных законов. Рассмотрим некоторые из них.

Единый номер требует единого подхода

Законопроект № 1010252-7 «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагает определить систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта РФ (система-112) как совокупность сил и средств, предназначенных для этой цели и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами.

Силами системы-112 будут являться: оператор данной системы (организация, создаваемая органом исполнительной власти субъекта РФ для обеспечения функционирования системы, а также приема вызова по единому номеру «112», его обработки и передачи диспетчерским службам); диспетчерские службы (структурные подразделения экстренных оперативных служб или иных организаций, обеспечивающие прием вызова по единому номеру от оператора системы-112).

К средствам системы-112 разработчики относят технические, программные, программно-аппаратные и иные средства, включая региональные информационные системы, а также совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи, обеспечивающих прохождение вызова по единому номеру «112» от лиц или установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков в систему-112.

О контроле на этапе проектирования

Трагедия, произошедшая 25 марта 2018 г. в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в городе Кемерово, потребовала переосмысления и принятия решений, направленных на совершенствование деятельности федерального государственного пожарного надзора, на устранение правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности и развитие правовых основ контроля за соблюдением ее требований на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов капстроительства.

НАША СПРАВКА

Результаты проведенных органами федерального государственного пожарного надзора проверок объектов с массовым пребыванием людей показывают, что сложившаяся на них система обеспечения пожарной безопасности не в полной мере отвечает требованиям по обеспечению безопасности людей. Было выявлено 627 объектов, имеющих нарушения противопожарных требований, для устранения которых нужны значительные материальные затраты, что возможно лишь в ходе капитальной реконструкции объектов. Более 10 тыс. зданий эксплуатируется с нарушениями в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, свыше 2,5 тыс. – имеют нарушения в работе системы противодымной защиты, 2,3 тыс. – в системах автоматического пожаротушения. Еще более 16 тыс. объектов имеют неудовлетворительное состояние эвакуационных путей и выходов; на путях эвакуации на 5,5 тыс. объектов применены материалы с высокой горючестью и дымообразующей способностью; 5,9 тыс. объектов не оборудованы в полном объеме первичными средствами пожаротушения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 2007 г. органы федерального государственного пожарного надзора исключены из сферы контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода объектов капстроительства в эксплуатацию.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» органам пожнадзора предоставлены полномочия по согласованию специальных технических условий на проектирование объектов, для которых нормативными правовыми актами требования пожарной безопасности не установлены. К таким объектам относятся в том числе многофункциональные здания, предусматривающие массовое пребывание людей. При этом возможность последующего контроля за соблюдением таких условий при проектировании и строительстве объектов действующим законодательством не определена.

В целях обеспечения единства и полноты правового регулирования деятельности органов федерального госпожнадзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей и в порядке реализации законодательной инициативы группы депутатов Госдумы был  разработан проект Федерального закона № 518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора».

Законопроект также предусматривает введение понятий «объект с массовым пребыванием людей» и «помещение с массовым пребыванием людей», что необходимо для установления дополнительных требований к данным объектам, учитывающих риск наступления тяжелых последствий в случае возникновения пожара.

Отметим, что документ уже принят в первом чтении Государственной думой.

Повышение ответственности

Анализ причин и условий пожаров на объектах с массовым пребыванием людей показывает, что одним из негативных факторов, снижающих эффективность предупредительных мероприятий на таких объектах, является недостаточность мер административного воздействия на нарушителей требований пожарной безопасности.

В настоящее время в законодательстве отсутствует административная ответственность в виде приостановления деятельности за нарушения правил пожарной безопасности за исключением нарушений, повлекших возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть (часть 6.1 статьи 20.4 КоАП).

Кроме того, административная ответственность в виде приостановления деятельности предусмотрена за повторное невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (часть 14 статьи 19.5 КоАП).

Однако за нарушение требований пожарной безопасности на объекте, подобном ТРЦ «Зимняя вишня», несущее потенциальную угрозу жизни и здоровью большого количества людей, такой вид административного наказания не предусмотрен (соответственно не может быть применен к правонарушителю и временный запрет деятельности в целях исключени потенциальной опасности).

Согласно статьи 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Для реализации принципа превентивности законопроектом предлагается ввести в статью 20.4 КоАП новую часть 2.1, предусматривающую увеличение штрафных санкций в сравнении с общей нормой части 1 этой статьи, а также административную ответственность вплоть до приостановления деятельности на срок до тридцати суток за повторное нарушение требований пожарной безопасности, пренебрежение которыми ведет к возникновению угрозы жизни или здоровью людей.

Работоспособность и исправность наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических систем обеспечения пожарной безопасности, содержание эвакуационных путей и эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности – все это способствует обнаружению пожара в начальной стадии, ограничению его распространения, созданию условий для проведения быстрой и беспрепятственной эвакуации людей в безопасную зону, предотвращает распространение пожара и воздействие его опасных факторов на людей.

Установленная законодательством РФ мера административной ответственности в виде штрафа для отдельных категорий нарушителей не является достаточной мотивацией к соблюдению требований пожарной безопасности. Как показывает практика, именно пренебрежительное отношение правообладателей объектов защиты к поддержанию в работоспособном состоянии автоматических систем обеспечения пожарной безопасности и в должном состоянии эвакуационных путей и эвакуационных выходов приводит к тяжким последствиям, к травмированию и гибели людей при пожарах.

Владельцы крупных торговых комплексов, иных объектов защиты с массовым пребыванием людей, на которых осуществляемая ими хозяйственная деятельность ежедневно приносит большие доходы, спокойно оплачивают штраф и продолжают предпринимательскую деятельность. При этом игнорируют предписание о необходимости устранения нарушений законодательства в области пожарной безопасности. Для этого требуется подчас временно закрыть объект защиты на ремонт (реконструкцию), что повлечет большие материальные потери для бизнеса.

По мнению министерства, к таким объектам нужно применять административное приостановление деятельности. Это будет не только заставлять правонарушителей не допускать нарушения требований пожарной безопасности, но и исключит возможность причинения вреда жизни и здоровью людей.



От редакции

2021 г. объявлен в России Годом науки и технологий. А журналу «Гражданская защита» в этом году исполняется 65 лет. Возраст солидный. Но работы редакции хватит еще на несколько десятилетий. Ведь, как сказал в свое время еще Альберт Энштейн, «наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем и более глубокие трудности». На решение этой задачи наша редакция нацеливает не только своих журналистов, но и постоянных авторов журнала, а также каждого, кто хотел бы опубликовать свой материал в центральном издании МЧС России. Мы напоминаем всем при подготовке текстов придерживаться принципа трех «П»: Понятность, Полезность, Практичность. Этим критериям должны соотве...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Сентябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все