Продукция для ГО должна быть безопасной

02 Марта 2021

Игорь Сосунов, канд. техн. наук; Михаил Бабусенко; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России

Утвержден Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Необходимость разработки техрегламентов, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, находящимся в сфере ответственности МЧС России, назрела давно. И если в области пожарной безопасности мы имеем уже два технических регламента, а в области маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования для маломерных судов – один, то в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЗНТЧС) документы такого уровня до недавнего времени отсутствовали.

1 декабря 2020 г. решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) № 172 был принят Технический регламент Евразийского Экономического Союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ТР ЕАЭС). Таким образом, подошел к логическому завершению более чем десятилетний труд ученых и специалистов чрезвычайного ведомства Российской Федерации. Вступление в силу техрегламента предусмотрено с 1 июня 2022 г.

К этому сроку должна быть проделана еще огромная работа. Очевидно, большая ответственность ляжет на ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) как на основного разработчика техрегламента.

Во-первых, необходимо перевести несколько десятков национальных стандартов в межгосударственные. Это касается следующих групп комплекса стандартов гражданской обороны: общие положения, термины и определения, защитные сооружения ГО (ЗС ГО), средства связи технические, технические средства оповещения населения. Для комплекса стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях это общие положения, термины и определения, машины аварийно-спасательные, инструмент аварийно-спасательный (гидравлический, пневматический, электрический), технические средства мониторинга и прогнозирования ЧС, комплексы информационно-вычислительные структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Словом, предстоит кропотливая работа, которая потребует проведения анализа аналогичных документов государств – членов ЕАЭС с целью их гармонизации.

Во-вторых, на основе анализа гармонизированных национальных стандартов необходимо будет определить перечень недостающих межгосударственных стандартов и разработать их.

Гармонизация и разработка стандартов позволят откорректировать имеющийся перечень стандартов, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований ТР ЕАЭС, а также перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения этих требований и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Для того чтобы ТР ЕАЭС эффективно работал на территории Российской Федерации, следует создать в государстве систему обязательной сертификации продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Такая система подразумевает подготовку и принятие соответствующего постановления Правительства, которое определит порядок сертификации и федеральный орган исполнительной власти ответственный за сертификацию. Далее, в развитие этого постановления нужно будет разработать пакет документов, где определить центральный и другие органы по сертификации, порядок создания испытательных лабораторий и их аккредитации в Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации).

Все это потребует большой напряженной работы всех структур и подразделений МЧС России и стран-соразработчиков. Взаимное уважение и высокий профессионализм сотрудников, работающих в сфере технического регулирования государств – членов Таможенного союза, будут способствовать эффективной работе ТР ЕАЭС на территориях Союза.

Технический регламент ЕАЭС «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера, выпускаемой в обращение на указанной территории.

Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие регламента ЕАЭС, выглядит следующим образом:

1. Технические средства ЗС ГО.

1.1. Защитно-герметические устройства и изделия ЗС ГО.

1.2. Вентиляционные агрегаты, фильтры и регенеративные установки ЗС ГО.

2. Технические средства управления, связи и оповещения.

2.1. Технические средства управления и связи.

2.2. Технические средства оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также о ЧС.

3. Аварийно-спасательные средства.

3.1. Аварийно-спасательные машины.

3.2. Аварийно-спасательные робототехнические средства.

3.3. Аварийно-спасательный инструмент.

3.4. Средства поиска пострадавших.

3.5. Средства инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ.

3.6. Средства транспортирования (доставки) спасателей и эвакуации пострадавших.

3.7. Средства жизнеобеспечения, защиты здоровья спасателей и пострадавших.

4. Технические средства мониторинга ЧС.

4.1. Информационно-вычислительные (программно-технические) комплексы мониторинга.

4.2. Средства передачи данных.

4.3. Датчики и измерительные средства контроля состояния параметров окружающей среды или отдельных ее элементов.

НАША СПРАВКА

Реализация положений технического регламента позволит:

- повысить качество производимой продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС, за счет внедрения системы ее обязательной сертификации;

- улучшить уровень защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах, и от ЧС;

- повысить оперативность и эффективность реагирования сил и средств ГО и ликвидации ЧС;

- снизить барьеры на пути осуществления свободного обращения продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС на территории ЕАЭС.

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Несовершенство технического регулирования в области компетенции МЧС России начало проявляться в 90-х гг. прошлого века, когда стали искусственно создаваться избыточные барьеры на пути осуществления свободного обращения продукции на территории Российской Федерации. Это касалось, в том числе, и продукции, обеспечивающей функционирование ГО и эффективность ЗНТЧС, что привело к снижению качества выпускаемой продукции для ГО и ЗНТЧС и к повышению доли контрафактной продукции, поступающей в обращение на рынок. Как следствие, наметилась тенденция к снижению оперативности и эффективности реагирования сил и средств ликвидации ЧС.

Решение проблемы виделось в разработке документов, содержащих обязательные требования к продукции, находящейся в сфере компетенции МЧС России. С этой целью к 2010 г. в инициативном порядке были подготовлены в форме федеральных законов два проекта технических регламентов «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону». Эти проекты, разработанные ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), были согласованы со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, получили положительное заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Дальнейшему продвижению национальных проектов технических регламентов помешали положения нормативных актов, принятых в рамках совершенствования межгосударственных отношений и направленных на осуществление согласованной политики в области технического регулирования уже на наднациональном уровне.

После того как в 2009–2010 гг. окончательно сформировался Таможенный союз, разработка всех национальных техрегламентов была приостановлена и началась подготовка единых технических регламентов Таможенного союза.

Консолидированная позиция чрезвычайных ведомств государств – членов Союза обеспечила в ноябре 2012 г. принятие решения Совета ЕЭК о включении продукции, предназначенной для ГО и ЗНТЧС, в Единый перечень продукции с обязательными требованиями в рамках Таможенного союза и о разработке техрегламентов как документов межгосударственного уровня.

После подписания 29 мая 2014 г. договора о ЕАЭС Таможенный союз стал его неотъемлемой частью. Это дало новый импульс развитию документов, снимающих избыточные барьеры на пути свободного обращения продукции на территориях стран, входящих в ЕАЭС. В частности, новый план Таможенного союза предусматривал разработку двух проектов технических регламентов Евразийского экономического союза – «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны» и «О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (проекты технических регламентов ГОЧС). Ответственным разработчиком их стала Российская Федерация, а обеспечение подготовки и согласования проектов было возложено на МЧС России.

Объектами технического регулирования проектов указанных техрегламентов ГОЧС являлись технические средства ЗС ГО, технические средства управления, связи и оповещения, аварийно-спасательные средства, технические средства мониторинга ЧС, СИЗ населения и спасателей в условиях радиоактивного загрязнения, биологического и химического заражения, а также технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля.

Для подготовки проектов распоряжением МЧС России была сформирована рабочая группа, в которую, кроме сотрудников министерства, вошли (по согласованию) представители ЕЭК, соразработчики, заинтересованные органы госвласти государств – членов ЕАЭС.

В соответствии с планом МЧС России в декабре 2014 г. первые редакции проектов были направлены в ЕЭК. Их публичное обсуждение проходило на сайте ЕЭК и федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru). Тогда правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности РФ поставила вопрос об объединении технических регламентов и исключении из них средств РХБ защиты, в том числе СИЗ. И после переговоров уполномоченных представителей органов государств – членов ЕАЭС состоялось заседание Консультативного комитета ЕЭК, на котором МЧС России было рекомендовано объединить технические регламенты ГОЧС в один документ. Так появился единый техрегламент «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Он и был вынесен на внутригосударственное согласование.

В августе 2018 г. была подготовлена уточненная, с учетом замечаний и предложений, редакция проекта техрегламента. В дальнейшем он прошел сложную процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и получил положительную оценку Минэкономразвития России. Это позволило успешно пройти процедуру рассмотрения документа на заседании подкомиссии по техническому регулированию Правительства РФ.

В ноябре 2018 г. проект технического регламента был представлен МЧС России (в лице ДГЗ и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) на заседании Консультативного комитета Евразийской экономической комиссии по техническому регулированию и получил одобрение. Но работа на этом не закончилась. По проектам распоряжения Коллегии ЕЭК и решения Совета ЕЭК Правовой департамент Комиссии провел правовую экспертизу и правовое редактирование текста техрегламента.

В августе 2020 г. готовый проект был представлен на заседании Коллегии ЕЭК. Однако к этому времени поступили дополнительные предложения государств – членов ЕАЭС, и рассмотрение документа было перенесено. И только по итогам состоявшегося в ЕЭК в сентябре 2020 г. совещания с участием заинтересованных органов госвласти государств – членов Союза технический регламент и комплект документов к нему были полностью согласованы.



От редакции

2021 г. объявлен в России Годом науки и технологий. А журналу «Гражданская защита» в этом году исполняется 65 лет. Возраст солидный. Но работы редакции хватит еще на несколько десятилетий. Ведь, как сказал в свое время еще Альберт Энштейн, «наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем и более глубокие трудности». На решение этой задачи наша редакция нацеливает не только своих журналистов, но и постоянных авторов журнала, а также каждого, кто хотел бы опубликовать свой материал в центральном издании МЧС России. Мы напоминаем всем при подготовке текстов придерживаться принципа трех «П»: Понятность, Полезность, Практичность. Этим критериям должны соотве...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Сентябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все