Современное состояние РХБ защиты населения

02 Марта 2021

Анатолий Кудрявцев, вед. науч. сотр. ФГБУ ВНИИ ГОЧС, канд. воен. наук 

Радиационная, химическая и биологическая (РХБ) защита населения является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности России. 

РХБ защита населения представляет собой совокупность согласованных мероприятий и действий сил гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение РХБ безопасности населения в условиях угрозы и возникновения ЧС природного и техногенного характера, а также при реализации опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Факторы риска

В современных условиях появляются новые глобальные угрозы РХБ характера, представляющие серьезную опасность для населения России, связанные не только с возможностью возникновения аварий и катастроф техногенного и природного происхождения, но и с ведением военных действий и террористическими актами. В актуализированной редакции Концепции РХБ защиты населения (далее – Концепция) отмечено, что на территории Российской Федерации, несмотря на принимаемые на всех уровнях государственной власти усилия, уровень РХБ защиты населения не достигает состояния, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда в результате воздействия опасных факторов. Они могут возникнуть при ЧС природного и техногенного характера, а также при реализации опасностей РХБ характера в ходе ведения военных действий или вследствие этих действий.

Следует обратить внимание на то, что в предыдущей редакции Концепции вероятными угрозами РХБ характера, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий, определены лишь вторичные факторы поражения объектов использования атомной энергии, химически опасных и биологически опасных объектов, характеризующиеся формированием зон радиоактивного загрязнения, химического заражения, эпидемиями, эпизоотиями и эпифитотиями. В новой редакции дополнительно указаны и угрозы, связанные с возможным применением оружия массового поражения.

В Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу среди основных химических и биологических угроз указаны:

п. 8 «распространение и (или) использование химического оружия, совершение террористических актов с применением потенциально опасных химических веществ»;

п. 9 «террористические акты, связанные с использованием опасных биологических веществ»;

п. 10 «применение биологических и иных смежных технологий для разработки, производства и использования потенциально опасных биологических агентов в качестве биологического оружия в целях совершения диверсий и (или) террористических актов».

C развитием за рубежом новых исследовательских методов и производственных технологий потенциальные технические возможности создания химического оружия нового поколения объективно возрастают. И этот процесс не ограничивают действующие международные правовые нормы в данной сфере. В связи с подобным положением, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, возможность поражения войск высокотоксичными физиологически активными веществами в ходе военных действий полностью не исключается ни в период уничтожения запасов химического оружия, ни после его завершения.

Взгляд из-за океана

Особого внимания требует тот факт, что в рассматриваемой нами сфере сохраняются тенденциозные подходы США и их союзников. Так, США намерены сохранить часть своих запасов наступательного военно-химического потенциала вопреки безусловному требованию Конвенции о ликвидации всего химического оружия. В настоящее время происходит размывание согласованного в Конвенции режима международной проверки предприятий химической промышленности, устанавливается двойной стандарт, минимизируется инспекционное бремя для предприятий химической промышленности в США и их союзников, где расположены наиболее опасные для целей Конвенции предприятия, и интенсифицируются проверки в других странах.

В феврале 2018 г. в США был опубликован доклад «Обзор ядерной политики» (Nuclear Posture Review). В нем основным потенциальным противником США, разумеется, была названа Россия. Сами Соединенные Штаты Америки рассматривают вероятность применения ядерного оружия только в крайних обстоятельствах, для защиты жизненно важных интересов государства, перечень которых не приводится.

В обзоре подчеркнуто, что вероятность развязывания крупномасштабной войны с применением ядерного оружия при участии США незначительна. Вероятность вовлечения Соединенных Штатов Америки в межгосударственный конфликт с крупными странами рассматривается как низкая, но растущая. Вместе с тем при осложнении военно-политической и стратегической обстановки, угрожающей интересам национальной безопасности США и их союзников, планируется оперативно наращивать боевые возможности стратегических наступательных сил благодаря использованию «значительного количества неразвернутых ядерных боезарядов».

Одновременно в обзоре руководство США заявило о планах активно модернизировать свою ядерную триаду. При этом впервые за долгое время допускается, что для борьбы с международными угрозами понадобится больше ядерного оружия, причем боеголовок мощностью до 20 кт. На поддержание и модернизацию своих ядерных сил планируется потратить в период с 2017 по 2026 г. около 400 млрд долларов.

В начале 2018 г. Национальный офис ядерной безопасности США объявил о начале производства на заводе Pantex в Техасе принципиально новых стратегических ядерных боеголовок W76-2 мощностью 5 кт, которыми должны оснащаться межконтинентальные ракеты Trident. Однако именно такая, уменьшенная мощность и делает эту боеголовку потенциально страшным оружием, поскольку «она разработана не для сдерживания другой страны, а для боевого применения».

Одобренная 45-м президентом США ядерная стратегия государства предусматривает понижение порога применения ядерного оружия за счет расширения списка оснований для его использования: в нем зафиксировано 14 вариантов против допускавшихся ранее шести. Такое решение повышает вероятность перерастания регионального конфликта в глобальный. Военно-политическое руководство США почти не комментирует предназначение своего арсенала тактических ядерных авиабомб, но специалисты по проблемам разоружения считают, что таким образом Соединенные Штаты Америки демонстрируют готовность перехода к ограниченному применению ядерного оружия против источников угроз своим жизненно важным интересам.

 

Недопустимый уровень

По мнению экспертов в области РХБ защиты, в настоящее время все страны – участницы НАТО имеют в своих арсеналах химическое и биологическое оружие. Оно декларативно запрещено к использованию, однако его наличие и ведущиеся разработки свидетельствуют об обратном. Особенность этих видов оружия состоит и в том, что их можно применять с сопредельной территории без объявления войны.

А факт применения ядерного, химического и биологического оружия может возникнуть непреднамеренно, вопреки воле воюющих государств, будучи спровоцированным третьей стороной (террористические организации, незаконные вооруженные формирования, диверсионные группы противника). В то же время государства, имеющие оружие массового поражения, в случае угрозы их существованию могут применить его как последний аргумент в вооруженном противостоянии.

Вопреки своим международным обязательствам США сохранили в национальном законодательстве нормы, допускающие возможность проведения работ в области бактериологического (биологического) оружия. В частности, ратификацию Женевского протокола 1925 г. «О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств» США сопроводили рядом примечаний, допускающих ответное использование химического и токсинного оружия.

В Концепции РХБ защиты населения делается вывод, что сохранение существующего уровня негативного воздействия опасных РХБ факторов, возникновение новых и возвращение отдельных, ранее вроде бы преодоленных угроз негативно сказывается на состоянии РХБ защиты населения и в итоге ослабляет национальную безопасность страны. Количественные показатели риска ЧС радиационного, химического и биологического характера, тяжесть их последствий сегодня недопустимо высоки.

Отечественные подходы

До настоящего времени в Российской Федерации не выработаны и не реализованы на практике критерии и характеризующие их показатели, позволяющие оценить текущий уровень РХБ защиты населения. Они нужны для последующего планирования корректирующих мер правового, экономического, инженерно-технического, политического, технологического и организационного характера, направленных на повышение уровня РХБ защиты населения. Отсутствие должной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области РХБ защиты населения, а также дублирование отдельных направлений в этой области не позволяют эффективно осуществлять защитные мероприятия, приводят к нерациональному расходованию на них средств бюджетов различного уровня.

Учитывая изменения в актуализированной редакции Концепции в части учета поражающих факторов оружия массового поражения, представляется целесообразным внести соответствующие коррективы в нормативные правовые документы, регламентирующие вопросы обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, проведения мероприятий по его защите. Так, в соответствии с приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. № 543 (ред. от 31 июля 2017 г.) «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (зарегистрирован в Минюсте России 2 марта 2015 г. № 36320) этими средствами обеспечивается только население, проживающее на территориях в пределах границ зон:

- защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

- возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

Особую обеспокоенность вызывают вопросы всеобщего обучения граждан способам защиты от оружия массового поражения, заблаговременной подготовки защитных сооружений для укрытия людей, их вывода из крупных городов в загородную зону.

Приведение нормативных правовых актов в соответствие с положениями актуализированной редакции Концепции позволит существенно улучшить состояние РХБ защиты населения России.

 

 

 



От редакции

2021 г. объявлен в России Годом науки и технологий. А журналу «Гражданская защита» в этом году исполняется 65 лет. Возраст солидный. Но работы редакции хватит еще на несколько десятилетий. Ведь, как сказал в свое время еще Альберт Энштейн, «наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем и более глубокие трудности». На решение этой задачи наша редакция нацеливает не только своих журналистов, но и постоянных авторов журнала, а также каждого, кто хотел бы опубликовать свой материал в центральном издании МЧС России. Мы напоминаем всем при подготовке текстов придерживаться принципа трех «П»: Понятность, Полезность, Практичность. Этим критериям должны соотве...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Июнь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все