Опыт взаимодействия МЧС России и НАТО

02 Марта 2021

Евгений Дмитриев, наш корреспондент

События, о которых идет речь в этом материале, происходили еще совсем недавно. Тем не менее они уже в прошлом. А вот есть ли будущее у таких, казалось бы, многообещающих перспектив – сегодня под большим вопросом…

Всего четверть века назад было положено начало сотрудничеству противоборствующих на протяжении долгого времени сторон. 13 марта 1996 г. в Брюсселе МЧС России и Департамент чрезвычайного гражданского планирования НАТО подписали протокол о намерениях, а уже через неделю, 20 марта, в Москве – Меморандум о взаимопонимании в области чрезвычайного гражданского планирования и готовности к ЧС. Тогда оптимизму не было предела. Открывались широкие перспективы. Что же предопределило такой ход событий?

 

Небольшой экскурс

На тот момент в реализуемых НАТО программах по предупреждению аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий принимали участие 43 государства. К началу XX в., по прогнозу заместителя директора Департамента чрезвычайной гуманитарной помощи НАТО Стефана Ороша, число стран-партнеров должно было серьезно увеличиться.

Началось же сотрудничество в интересах безопасности человека и территорий еще в 1953 г. Именно тогда для ликвидации последствий крупной катастрофы, произошедшей на море в северных широтах, понадобилась координация усилий гражданских и военных сил стран – участниц Североатлантического блока. Позже, в 1958 г., был усовершенствован порядок реагирования на чрезвычайные ситуации мирного времени. Однако на помощь тогда спешили исключительно в том случае, если происшествие происходило в какой-либо из стран НАТО.

Но в 1971 г. Североатлантический союз решил-таки помогать и тем странам, которые не являлись его членами, но которые запрашивали помощь НАТО на правительственном уровне. Разумеется, участники существовавшего в то время Варшавского договора в их число не входили. Но после некоторых резонансных трагических событий линия действий комитета планирования НАТО была изменена. Теперь альянс получил возможность по запросу ООН должным образом реагировать на возникновение ЧС мирного времени на территориях многих стран мира. Но 43 официальных партнера НАТО получали помощь напрямую, и, как правило, в большинстве своем она оказывалась безвозмездно.

Характерно, что уведомление о проведении гуманитарной акции поступало по каналам связи в столицы всех государств – членов НАТО. Однако масштабы ее должны были соответствовать объемам проводимых Североатлантическим блоком защитных мероприятий, поэтому на локальные ЧС альянс обычно не реагировал. Но бывали и исключения. Так, НАТО однажды откликнулась на обращение Украины, когда в Харькове в результате ливневых дождей вышли из строя крупнейшие в Европе Диканевские очистные сооружения, и полуторамиллионный город оказался без воды и канализации. Туда из Италии и Голландии армейскими самолетами США доставлялись специалисты, а также насосы и другая техника, необходимые для скорейшего проведения аварийно-восстановительных работ. Отметим, что одновременно помощь соседям поступала и из России.

Истоки сотрудничества

Взаимодействие между МЧС России и НАТО строилось на основе упомянутого выше двустороннего Меморандума о взаимопонимании в области чрезвычайного гражданского планирования и готовности к чрезвычайным ситуациям, а также в соответствии с Римской декларацией о новом качестве сотрудничества Россия-НАТО и Программой работы Совета Россия-НАТО.

Под эгидой этого Совета была создана специальная рабочая группа для выработки эффективных механизмов сотрудничества по линии чрезвычайного гражданского планирования. А в рамках Программы прошла серия консультаций экспертов МЧС России и Североатлантического блока поочередно на территориях обеих сторон.

Весной 1996 г. в Санкт-Петербурге был организован международный семинар по теме «Организация управления в ЧС природного и техногенного характера на региональном и местном уровне». Инициаторами выступили МЧС России и Департамент чрезвычайной гуманитарной помощи НАТО. Местом проведения был выбран Государственный региональный образовательный центр Министерства РФ по атомной энергии. В своих выступлениях специалисты МЧС России отметили, что НАТО по вопросам сотрудничества при оказании помощи в случае ЧС мирного времени сделала очень заметный шаг в расширении взаимодействия стран Североатлантического союза с другими членами ООН при осуществлении гуманитарных акций. При этом было подчеркнуто, что включение блока в гуманитарную деятельность Департамента по гуманитарным вопросам ООН отвечает духу и букве программы «Партнерство ради мира».

Серьезным вкладом НАТО в развитие сотрудничества стал подготовленный под эгидой этого департамента проект об использовании военных ресурсов и средств гражданской обороны в международных операциях по оказанию помощи пострадавшим. Это была еще одна очень конструктивная инициатива, открывавшая перспективы широкого привлечения мощных сил и возможностей к проведению мероприятий гуманитарного характера.

Конечно, национальные системы противодействия ЧС отличаются своей организацией и структурой, способами и технологией решения одних и тех же задач и т. д. Поэтому при отработке взаимодействия вполне объяснимы были сложности с установлением рабочих контактов, несовместимость программных концепций, несогласованность действий. В связи с этим участники семинара в Санкт-Петербурге предлагали варианты унификации национальных защищающих систем, состава и оснащенности их специализированных формирований, предназначенных для международных спасательных операций. В рамках мероприятия удалось обсудить и возможные пути создания и развития международной системы оказания помощи при ЧС, в ликвидации последствий которых Россия и страны, входящие в НАТО, уже принимали на тот момент активное участие.

Окно из Европы в Россию

26 апреля 1996 г. в Брюсселе на заседании Главного комитета чрезвычайного гражданского планирования НАТО с партнерами по сотрудничеству выступил первый заместитель главы МЧС России Юрий Воробьев, ныне заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания. Он отметил, что «вопросы чрезвычайного гражданского планирования и реагирования на ЧС мирного времени и оказания гуманитарной помощи имеют национальную и международную значимость. Они понятны всем людям независимо от их политической, социальной, религиозной и национальной принадлежности. И в большинстве стран, в том числе в Российской Федерации, гуманитарная деятельность, связанная с чрезвычайными ситуациями различного характера, рассматривается как неотъемлемая и важнейшая функция всей системы национальной и международной безопасности и стабильности».

Затем рассказал об опыте, который МЧС России уже успело накопить к тому времени, и привел примеры организации и проведения крупномасштабных гуманитарных акций в чрезвычайных ситуациях. Этот опыт, по его мнению, «доказывает необходимость и эффективность комплексного международного подхода к вопросам предварительного планирования, скоординированных действий стран и отдельных организаций на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Стало очевидным, что чаще всего нужна концентрация значительных сил и средств, которых подчас не хватает на национальном уровне или они недостаточно эффективны».

Юрий Воробьев также подчеркнул, что «заседания профессионалов в области чрезвычайного гражданского планирования, подобные проводимым в НАТО и других организациях, позволяют расширять и углублять наши знания, координировать действия национальных служб, вырабатывать единые подходы к системе международного гуманитарного реагирования на ЧС мирного времени».

 

НАША СПРАВКА

Комплекс стратегических первоочередных задач, сформулированных МЧС России для плодотворного взаимодействия со странами НАТО:

1. Продолжить развитие и поиск новых форм сотрудничества в этой области с передовыми государствами и авторитетными международными и межправительственными организациями на взаимовыгодной и партнерской основе.

2. Закрепить место и роль России в складывающемся международном механизме оказания помощи пострадавшему в ЧС населению в рамках мандата ООН.

3. Обеспечить техническую готовность российского механизма быстрого реагирования на запросы ООН по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи в различных регионах мира, включая разработку и привлечение передовых технологий для спасательных и гуманитарных акций.

4. Уделять больше внимания вопросам прогнозирования и предупреждения всех видов бедствий, включая кризисы и конфликты, как в России, так и за рубежом.

5. Расширить практическое участие России в выполнении международных гуманитарных операций под эгидой ООН, Евросоюза, ОБСЕ или других международных и межправительственных организаций. Одним из перспективных регионов может рассматриваться Африканский континент, где усилия мирового сообщества требуются наиболее остро.

6. Совершенствовать систему подготовки персонала, привлекаемого к международным гуманитарным операциям, а также изучать, обобщать и анализировать накопленный опыт в этой области.

 

Первые шаги

Россия сразу же выступила с предложением создать новый институт по реагированию на чрезвычайные ситуации в Евро-Атлантическом регионе. И такой институт появился уже в 1998 г. – Евроатлантический координационный центр реагирования при катастрофах (ЕКЦРК), который и ныне является главным элементом политики НАТО по укреплению сотрудничества в период оказания помощи при стихийных бедствиях и катастрофах на международном уровне. Сегодня центр работает в круглогодичном и круглосуточном режиме, и к его работе подключены все государства – члены и партнеры НАТО. ЕКЦРК функционирует как информационная система, координирующая запросы и предложения о помощи, в основном в случае стихийных бедствии и техногенных катастроф.

Дополнительным компонентом центра является Евроатлантическое подразделение реагирования на стихийные бедствия и катастрофы – непостоянные многонациональные силы, состоящие из гражданских и военных подразделений, которые могут быть развернуты в случае крупного бедствия в государстве – члене или стране – партнере НАТО.

В блоке с ними эффективно действуют также нерегулярные многонациональные подразделения реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, направляемые странами – членами НАТО и партнерами на помощь пострадавшему государству.

Особо стоит отметить использование множества экспертных методов по предотвращению и ликвидации ЧС в странах – участницах Североатлантического союза. При этом национальные эксперты в случае необходимости всегда могли усилить немногочисленный штат ЕКЦРК, который за время своего становления и развития превратился в действенный и основной региональный координационный механизм, поддерживающий и дополняющий усилия ООН при крупных бедствиях и катастрофах.

Практической реализацией договоренностей России и НАТО стали совместно организованные учения по ликвидации последствий крупной катастрофы «Богородск-2002», которые прошли в районе города Ногинска Московской области. Проводились они в рамках деятельности Евро-Атлантического координационного центра и Евро-Атлантической группы по реагированию на ЧС. В учениях приняли участие представители 32 стран.

Динамично развивалось сотрудничество также в сфере наблюдения за воздушным пространством в интересах наращивания коллективных возможностей в борьбе с террористическими воздушными угрозами. В результате была создана система информационного обмена в области воздушного движения, и в 2010 г. были завершены основные мероприятия по тестированию и проведению практических мероприятий в рамках этой системы. Удалось отработать три эпизода международных антитеррористических учений «Бдительное небо – 2011» по перехвату воздушного судна с «террористами» на борту. В двух из них участвовали истребители-перехватчики ВВС России и ВВС НАТО, а третий был имитационным, без подъема истребителей в воздух.

Планировалось организовывать совместные учения и обмениваться опытом в применении беспилотных летательных аппаратов. Был даже подписан специальный протокол, предполагавший проведение в 2014 г. масштабных совместных мероприятий МЧС России и НАТО по отработке соответствующих вопросов. Но планам этим, к сожалению, уже не суждено было осуществиться.

В целом же в результате совместных действий МЧС России и НАТО успели организовать 14 полномасштабных полевых учений, в том числе и на территории Российской Федерации.

Брюссельские офисы МЧС России

В 2005 г. были открыты представительства МЧС России при Европейском союзе и НАТО в Брюсселе. Начался новый этап сотрудничества нашей страны с этими европейскими структурами. Представителям МЧС России предстояло работать в них совместно с другими представителями РФ за рубежом, в частности из МИД и Минобороны. При этом сотрудник нашего МЧС в НАТО начал принимать активное участие в работе Евроатлантического центра реагирования на катаклизмы и кризисы, а другой сотрудник – в Евросоюзе занялся продвижением на европейский рынок гуманитарных услуг российских спасательных технологий. В том числе ставилась задача развивать российскую инициативу по созданию европейской авиационной эскадрильи для борьбы с пожарами.

Специалисты МЧС России отработали с ООН компенсационные механизмы за привлечение к спасательным операциям наших высоких технологий. Это позволило оказывать помощь и содействие другим странам, не обращаясь к своему бюджету. Но это были именно компенсации, а не бизнес по зарабатыванию денег. Как говорили ооновцы: сколько вы затратили, столько и получите. При этом оплата российских спасателей, участвовавших в международных операциях, была такой же, как и американцев, швейцарцев, англичан и др.

Именно тогда начали осваиваться новые механизмы финансового участия, такие как создание коалиций стран, привлечение организаций-доноров, иные возвратные механизмы… Истоки такого коалиционного сотрудничества берут свое начало от операции в Югославии во время бомбардировок ее территории в 1999 г., когда несколько государств – Австрия, Греция, Россия и Швейцария – оказали помощь пострадавшему населению балканского региона.

И нашей стране было чему поучиться у своих западных коллег. Ведь европейская система к тому времени была уже интернационализирована. А на континенте росла опасность общеевропейских катастроф, таких как прорывы дамб и наводнения, землетрясения и извержения вулканов. Большую угрозу представляли экологические или химические катастрофы, постоянные теракты. И вот прямая связь между информационными центрами ЕС и МЧС России позволила быстро интегрироваться нашим специалистам со своими западными коллегами, наладить постоянный обмен практическим опытом.

Начали мы сотрудничать с НАТО и в области оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и во время миротворческих миссий. Так, в апреле 2013 г. на встрече российских врачей с делегацией военно-медицинских ведомств вооруженных сил из США, Канады, Франции, Бельгии, Италии, Нидерландов, Германии, Великобритании, Норвегии и Дании было принято решение, что военные врачи будут обмениваться опытом оказания медицинской помощи во время катастроф, стихийных бедствий, миротворческих миссий.

Таким образом, МЧС России проводило огромную работу по налаживанию и наращиванию взаимодействия со странами НАТО. Мероприятия, осуществляемые в рамках этого взаимодействия, позволяют констатировать тот факт, что НАТО обладает уникальным опытом в области предупреждения и ликвидации ЧС, которым надо делиться. Безусловно, контакты между странами никогда не бывают лишними в ходе борьбы с масштабными чрезвычайными ситуациями.

«Заморозка» отношений

Сегодня можно констатировать, что существующий уровень взаимодействия МЧС России и Североатлантического союза так и не достиг максимума. 1 апреля 2014 г. совет НАТО в одностороннем порядке заморозил сотрудничество с Россией. Затем по решению сентябрьского саммита альянса в Уэльсе последовали шаги, напрямую затрагивающие безопасность нашей страны. И с сожалением приходится констатировать, что с тех пор взаимоотношения России и блока НАТО так и не наладились.

Что же касается перспектив, то можно лишь отметить, что МЧС России заинтересовано и всегда готово к восстановлению контактов настолько, насколько в этом заинтересована НАТО. И нам бы, конечно, очень хотелось не только вернуть конструктивное движение по гуманитарным вопросам на прежний уровень, но и расширить взаимодействие в области как пожарно-спасательных технологий, так и предупреждения и профилактики ЧС. Ведь говоря о развитии сотрудничества, мы ведем речь о том, как обезопасить граждан разных стран и превратить общество риска в общество безопасности.



От редакции

2021 г. объявлен в России Годом науки и технологий. А журналу «Гражданская защита» в этом году исполняется 65 лет. Возраст солидный. Но работы редакции хватит еще на несколько десятилетий. Ведь, как сказал в свое время еще Альберт Энштейн, «наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем и более глубокие трудности». На решение этой задачи наша редакция нацеливает не только своих журналистов, но и постоянных авторов журнала, а также каждого, кто хотел бы опубликовать свой материал в центральном издании МЧС России. Мы напоминаем всем при подготовке текстов придерживаться принципа трех «П»: Понятность, Полезность, Практичность. Этим критериям должны соотве...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Июнь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все