Национальные экономики и пути развития МОГО

01 Апреля 2021

Юрий Бражников, ст. науч. сотр. ВНИИ ГОЧС МЧС России, действительный гос. советник РФ 2-го класса. Фото автора

В этом году тема празднования Всемирного дня гражданской обороны зазвучала особенно актуально. Обращение госпожи Мариату Яп – с ноября 2020 г. Генерального секретаря МОГО – в преддверии этого праздника содержало среди прочего призыв обратить особое внимание на развитие способности государств реагировать на риски и бедствия для преодоления возникающих проблем.

Тема празднования Всемирного дня ГО в этом году, как известно, была сформулирована следующим образом: «Сильная гражданская оборона для сохранения национальной экономики». И в этом контексте Генсек МОГО призвал, поднимая роль организации, переосмыслить национальные стратегии в части поддержки экономик стран с точки зрения гражданской защиты устойчивых сообществ, укрепления коллективного потенциала реагирования на ЧС, вызванные природой или человеком.

МЧС России, особенно учитывая закрепление нашей роли как стратегического партнера МОГО, необходимо еще больше повышать свою профессиональную активность и в первую очередь наше участие в гуманитарных операциях, проектах развития и в целом в расширении международного сотрудничества по вопросам гражданской защиты.

Из принципиально нового во всемирных призывах особенно следует выделить подходы, учитывающие опыт развития внешнеэкономической деятельности. Имеются в виду наиболее развитые государства мира и профильные организации, включая соответствующие структуры ООН, которые поддерживают развитие межнациональных интересов в области безопасности. На нашем же направлении требуется прежде всего руководствоваться указами Президента России: «Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию» от 20 апреля 2014 г. № 259 и «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» от 30 ноября 2016 г. № 640.

Требования и положения этих указов легли в основу «Рамочного соглашения о стратегическом партнерстве между Правительством Российской Федерации и Международной организацией гражданской обороны» от 21 ноября 2017 г. Началом же результативного использования в широком диапазоне принципов содействия международному развитию (СМР) следует считать поручение главы государства от 14 июня 2007 г. № Пр-1040 о согласии участия Российской Федерации в проектах СМР с запуском соответствующих планов, в том числе на базе МОГО.

Фактически проекты в сфере СМР по линии МЧС России стали выполняться МОГО еще с 2004 г. Для этого привлекался потенциал государств как членов организации, так и заинтересованных в своем продвижении на основе солидарности в наращивании всесторонней помощи и поддержки сохранения национальной экономики. Проекты такого профиля с учетом правил ООН были изучены и с опорой на положения Устава МОГО от 1 марта 1972 г. стали формироваться в организации на заседаниях Комиссии по вопросам управления (КВУ). Эта структура была учреждена решением Исполнительного совета МОГО в целях модернизации и развития деятельности МОГО, которая в тот период фактически разваливалась из-за отсутствия должной экономической поддержки.

На регулярной и плановой основе при ведущей роли таких стран, как Россия, Китай, Швейцария, Франция, Германия и ряд других, стали планироваться и выполняться проекты в формате СМР. Это позволило МОГО отчасти стабилизировать бюджет и заинтересовать в большей мере страны мира в сотрудничестве по направлению гражданской защиты.

Учитывая нынешний призыв Генерального секретаря, можно было бы предложить восстановить КВУ и расширить ее деятельность для обеспечения поддержки и сохранения задач развития национальных экономик стран – членов МОГО. Один из примеров соответствующей внешнеэкономической деятельности базируется на экспорте товаров и услуг, которые повышают возможности программных направлений развития деятельности в области гражданской защиты как отдельных стран, так и профильных региональных структур. Последние обеспечивают стабильность общей безопасности и вносят вклад в безопасность конкретных территорий.

Чрезвычайное гуманитарное реагирование, включая обучение, организацию и оснащение стран технологиями, другие виды всесторонней помощи, является дополнением внешнеэкономической деятельности. Так, проведение спасательных операций или обучение требуют дальнейшей поддержки, поскольку на достигнутом уровне останавливаться нельзя. Для обучения и в контексте выполнения задач безопасности обязательно необходимо оснащение средствами защиты, приборами, транспортными средствами и другими технологиями.

Исходя из этого, рождается целевой экспорт технологий и услуг. Их поставка входит в состав внешнеэкономической деятельности как «реклама» (референции), которая поддерживает интерес к экспорту и в целом национальные экономики. Таким образом, если возрастают глобальные и, как правило, массовые опасности, то растет потребность в безопасности, которая включает в себя профильные товары и услуги в существенно более значительных объемах.

Государства – члены МОГО, учитывая лозунг нынешнего года и планы руководящих структур МОГО, при участии государств – своих стратегических партнеров должны разработать на базе КВУ такой вид деятельности, предполагающий экспорт или импорт технологий безопасности на транснациональном уровне, принимая во внимание географический аспект и обоюдную заинтересованность в контексте принципов солидарности.

Приведем для примера выполнение подобных мероприятий на опыте формирования и поставки российской помощи по линии МОГО в Республику Камерун (2014–2015 гг.), включавших в себя следующие составные части:

1) проведение оценки кризисной ситуации, сложившейся в соседних государствах (Нигерия, Чад, и Центрально-Африканская Республика), где активизировались группировки «Боко Харам» (в том числе необходима была поддержка продовольствием беженцев на севере Камеруна);

2) изучение запроса Службы гражданской обороны (СГО) Камеруна о потребности в современной противопожарной технике, а также в организации обучения персонала по линии СГО и оповещения руководства об изменениях в региональной ситуации через центр мониторинга и координации, действующий в штаб-квартире МОГО с 2014 г.;

3) проработка дальнейших мер по оказанию стабилизирующей помощи, в частности развертывание в прибрежном городе – порту Дуала регионального центра гражданской защиты, включая классы обучения (ГО, пожарно-спасательное и водолазное дело и другие специальности).

С выходом распоряжений Правительства РФ от 6 марта и 18 ноября 2014 г. оперативно была осуществлена поставка авиацией МЧС России и зафрахтованными судами гуманитарных грузов значительных объемов, а также на уровне руководства МЧС России и МОГО проведены межгосударственные консультации и проработаны соответствующие планы с руководством СГО.

Подобная поставка гуманитарной помощи могла быть реализована не только из России. Опыт и наработанная практика указывают на возможность подключения к похожим акциям на основе многосторонних проработок и регуляторов ООН, включая такие страны (не члены МОГО), как Германия, Франция, Швейцария, Белоруссия, и другие потенциальные экспортеры. В этом случае расходы МЧС России могли быть дополнены и возникли бы более широкие программные предложения по поддержке СГО Камеруна и стабилизации ситуации на региональных уровнях. Подобные подходы в деятельности МОГО обсуждались и на заседаниях КВУ и частично были опробованы.

На данном этапе развития МОГО, учитывая обострение ситуации во всемирном масштабе и безусловное возрастание нагрузок на национальные экономики, следовало бы обсудить вопрос расширения плановой работы организации с учетом современных вызовов и угроз. При этом крайне важно, помимо экспертов МОГО (членов КВУ), пригласить к участию в обсуждении и представителей ООН, имея в виду масштабность современных проблем гражданской защиты.

В дальнейшем, взяв курс на глобализацию, есть смысл провести встречи с потенциальными экспортерами технологий безопасности, включая в первую очередь формат СМР. При этом, поскольку МОГО в 2015 г. предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, целесообразно также наладить взаимодействие с трастовым фондом этой организации и рядом других структур, отвечающих в ООН за программы развития и экспортно-импортные операции.

И так как в 2021 г. МОГО отмечает свое 90-летие, самое время, не откладывая, провести рабочую встречу по обсуждению всемирных проблем и путей поддержания устойчивости национальных экономик. Тот факт, что Устав МОГО указывает на всемирный характер решения проблем гражданской защиты, объединяет по статусу эту организацию с ООН. Исходя из этого, вполне можно рассчитывать на вклад функционала МОГО и конкретных государств – ее членов как в пользу ООН, так и в стабилизацию всей мировой обстановки.

 



От редакции

60 лет тому назад, с января 1962 г. начал издаваться специализированный журнал «Гражданская оборона СССР» – орган начальника Управления ГО СССР. Ровно через 30 лет в январе 1992 г. вышел в свет последний номер того издания, после чего в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» журнал был зарегистрирован 25 мая 1992 г. под названием «Гражданская защита», став органом печати Госкомитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Журнал «Гражданская оборона СССР», как и его нынешний преемник «Гражданская защита», являлся и является верным помощником руководства общегосударственной системы оборонных мероприятий, обеспечения защиты населения и тер...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Январь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все