По пути объединения систем ГО и РСЧС

11 Ноября 2021

 

Алексей Чириков, референт Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России

 

Учитывая сложность разрабатываемого интеграционного закона, продолжаем разбираться в его нюансах и возможностях, которые сулит его принятие.

 

Сравнительный анализ нормативного правового обустройства ГО и РСЧС показал, что по своим целям нормативная правовая база в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС имеет явное совпадение. Таким образом, на сегодняшний день отмечаются:

- параллельное функционирование РСЧС, имеющей органы управления, силы и средства, и ГО – как системы мероприятий, которая тоже имеет органы управления, силы и средства. У тех и других схожие функции и задачи;

- дублирование задач в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, но регламентируемых самостоятельными нормативными правовыми и методическими актами, при этом ряд задач ГО не обустроен нормативными документами;

- возложение функций по координации деятельности сил и средств РСЧС и ГО при решении соответствующих задач (как в мирное, так и в военное время) на Главное управление Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России и центры управления в кризисных ситуациях в составе территориальных органов министерства;

- отсутствие четких полномочий органов управления ГО и защиты населения и территорий от ЧС и др.

Разработанный законопроект стал результатом работы большого числа специалистов, которым удалось концентрированно представить в Концепции систему взглядов на проведение интеграции РСЧС и ГО. Документ будет регулировать отношения, возникающие в области защиты населения и территорий Российской Федерации от опасностей как мирного, так и военного времени.

Направления деятельности, подлежащие регулированию интеграционным законом:

а) подготовка к ведению гражданской обороны, к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) ведение ГО, обеспечение защиты населения и территорий от ЧС;

в) снижение размеров ущерба и потерь от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и при ЧС;

г) разграничение полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Основное содержание Концепции интеграции РСЧС и ГО можно выразить одним предложением: на систему РСЧС, созданную и действующую в мирное время для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возложить функции по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие их.

При этом гражданская оборона остается, и она рассматривается как один из режимов функционирования РСЧС, который предусматривает введение особого правового режима и принятие дополнительных (особых) мер по защите населения и территорий в условиях военных конфликтов.

В законопроекте сохранены все основные положения базовых законов, однако пока не все их недостатки удалось устранить. Публичное обсуждение законопроекта показало, что кардинальные изменения (например, возрождение служб гражданской обороны, введение новых понятий и др.) могут вызвать недопонимание практических работников, затруднить (даже сделать невозможным) принятие предлагаемого нами законопроекта.

Тем не менее следует отметить, что при подготовке законопроекта была проведена необходимая методическая проработка отдельных определений и разделов, существующих нормативных правовых актов. Работа проводилась крайне осторожно, с тем чтобы не допустить неразберихи в устоявшемся нормативном пространстве. Изменения коснулись только тех определений и разделов, не изменить которые было невозможно.

Проект федерального закона и перечень основных подзаконных актов в рамках интеграции ГО и РСЧС предполагается внести в Правительство РФ в первом квартале 2023 г.

 

Более подробно с разбором вносимых в законы изменений и уточнений можно ознакомиться в печатной версии журнала «Гражданская защита» № 11 за 2021 г.



От редакции

60 лет тому назад, с января 1962 г. начал издаваться специализированный журнал «Гражданская оборона СССР» – орган начальника Управления ГО СССР. Ровно через 30 лет в январе 1992 г. вышел в свет последний номер того издания, после чего в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» журнал был зарегистрирован 25 мая 1992 г. под названием «Гражданская защита», став органом печати Госкомитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Журнал «Гражданская оборона СССР», как и его нынешний преемник «Гражданская защита», являлся и является верным помощником руководства общегосударственной системы оборонных мероприятий, обеспечения защиты населения и тер...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Январь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

подписка на рассылку

ФотогалереяСмотреть все