Анатолий Якунов

17.05.18

Анатолий Якунов

 

Управление авиации и авиационно-спасательных технологий разработало План развития авиации МЧС России на 2018–2020 гг. О нем рассказывает начальник этого Управления Анатолий Якунов.

 

Реализация предусмотренных планом мероприятий позволит повысить безопасность полетов и перелетов, эффективность аварийно-спасательных работ с применением авиации и авиационно-спасательных технологий, минимизировать ущерб от последствий ЧС, а также постоянно поддерживать авиационную технику в исправном технологическом состоянии.

 

Что уже сделано

Создан комплексный авиационно-спасательный центр (АСЦ) в городе Красноярске, оснащенный самолетами Бе-200ЧС и вертолетами Ми-8 для защиты населенных пунктов и социальной инфраструктуры от природных пожаров. Цель его также – реализация программы ООН «Глобальный радиус», прикрытие Азиатско-Тихоокеанского региона силами Сибирского регионального поисково-спасательного отряда, аттестованного в 2016 г. по международной методике ИНСАРАГ. Для этого КАСЦ передан в оперативное управление самолет Ил-76.

Проведены мероприятия по совершенствованию авиационно-спасательных технологий. Подразделения получили три модернизированных самолета-амфибии Бе-200ЧС (АСЦ ЮРЦ – 1 ед. и Красноярский КАСЦ – 2 ед.), выпущенных в 2017 г., и один вертолет Ми-8МТВ (АСЦ ЮРЦ).

 

НАША СПРАВКА

В составе авиации МЧС России по списку 435 человек летного состава, 305 из них имеют классную квалификацию, в том числе:

  •  летчиков: снайпер – 16, 1-го класса – 111, 2-го – 54, 3-го – 22;
  •  штурманов: снайпер – 4, 1-го класса – 15, 2-го – 1, 3-го – 2;
  •  бортовых специалистов: мастер – 13, 1-го класса – 48, 2-го – 11, 3-го – 8.

Всего в авиации МЧС России по штату 143 летных экипажа, а по списку – 125, таким образом, укомплектованность экипажами составляет – 80 %.

 

В прошлом году прошли сборы по подготовке летного состава к полетам в горной местности и над водной поверхностью вне видимости береговой черты с осуществлением посадки на нефтяную платформу. Было организовано теоретическое переучивание и практическая переподготовка летного и инженерно-технического состава на самолеты Ан-148, Бе-200ЧС, вертолеты Ка-32, Ми-8АМТ, Бо-105 и Бк-117. Всего в авиационных подразделениях были переучены 113 авиационных специалистов. Запланирована подготовка экипажей самолета Ан-148 к выполнению полетов по международным воздушным линиям. Повышена классная квалификация 17 специалистов.

Каковы направления деятельности авиации МЧС России на ближайшие три года?

 

Снижение рисков возникновения авиационных событий до минимально возможного уровня, локализация опасных факторов

Анализ авиационных событий указывает на недостаточный контроль реализации мероприятий, направленных на локализацию опасных факторов в авиационных учреждениях МЧС России.

 

НАША СПРАВКА

С 1995 г. в авиации МЧС России произошло 10 авиационных происшествий, из которых три аварии вертолетов Ми-8 и семь катастроф вертолетов различного типа, а также самолета Ил-76, кроме того – шесть серьезных авиационных инцидентов с повреждением воздушных судов.

 

Управлением авиации и авиационно-спасательных технологий разработан проект приказа МЧС России «О дополнительных мерах, направленных на повышение состояния безопасности полетов в авиации МЧС России», который согласован с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата. Требования приказа направлены на повышение роли руководителей всех уровней в обеспечении безопасности при подготовке и выполнении полетов в авиации ведомства.

Очень важно наладить учет опасных факторов в одиночно базирующихся авиационных звеньях, отрядах, эскадрильях и своевременный доклад руководящему составу АСЦ и АСК предложений по их устранению (недопущению), а также планированию и проведению профилактических мероприятий по обеспечению безопасности полетов. С этой целью предлагается организовать подбор наиболее подготовленного авиационного персонала из числа специалистов, занимающих штатные должности командиров воздушных судов, вторых пилотов (штурманов), бортовых инженеров, специалистов по вертолету (самолету) и двигателю для работы в качестве нештатных специалистов по безопасности полетов.

Чрезвычайные ситуации прошлого года (да и ранее) свидетельствуют о необходимости проведения авиационных работ по их ликвидации в условиях ночи. Для этого Управление авиации и авиационно-спасательных технологий разработало и направило соответствующие указания в АСЦ и АСК МЧС России:

- организовать как теоретическую подготовку летного состава по пожаротушению в ночных условиях, так и полеты на слив воды с применением ВАП и ВСУ на вертолетах с грузом на внешней подвеске;

- внести изменения (дополнения) в руководство по производству полетов на авиационные работы АСК МЧС России по включению порядка выполнения специального полета на слив огнегасящей жидкости ночью.

Для поддержания навыков летного состава в осуществлении полетов, отработки особых ситуаций в полете, а также экономии финансовых средств необходимо руководителям АСЦ МЧС России организовать заключение договоров с сертифицированными учебными авиационными центрами на оказание услуг по подготовке экипажей на тренажерах – по типам воздушных судов.

В целях авиационного обеспечения гуманитарных операций по ликвидации ЧС в иностранных государствах следует иметь подготовленные экипажи для полетов по международным воздушным линиям. Для решения этой задачи предлагается поручить Управлению авиации и авиационно-спасательных технологий организовать взаимодействие с Академией гражданской защиты МЧС России на предмет подготовки летных экипажей в 2018 г. по ведению радиообмена на английском языке.

 

Совершенствование системы авиационного обеспечения сил и средств министерства по экстренному реагированию на ЧС природного и техногенного характера и ликвидацию их последствий

Размещение авиации у нас организовано по территориальному признаку, с учетом плотности населения, рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечения прикрытия всех субъектов РФ. Вместе с тем анализ ЧС в стране показал, что необходимо установить дежурство вертолетов в нескольких субъектах.

Для совершенствования авиационного обеспечения деятельности сил и средств арктических комплексных спасательных центров МЧС России требуется разработать техническое задание на изготовление и закупку в 2019 г. вертолетов Ми-8АМТ в арктическом исполнении в рамках госпрограммы вооружения до 2020 г.

В спасательных воинских формированиях и пожарно-спасательных подразделениях Федеральной противопожарной службы созданы подразделения, которые входят в состав аэромобильной группировки МЧС России и доставляются в зону ЧС авиационным транспортом. Личный состав воинских формирований владеет приемами и способами беспарашютного десантирования, а вот в пожарно-спасательных подразделениях в 2017 г. были подготовлены к этому всего 55 специалистов. Очевидно, Департаменту готовности сил и специальной пожарной охраны следует спланировать более широкую подготовку лиц указанной категории в 2018–2020 гг. Это позволит повысить оперативность сил МЧС России и возможности авиации по тушению пожаров, экономию финансовых средств и авиационного топлива при выполнении санитарно-авиационных эвакуаций на территории Российской Федерации и из-за границы, усилит группировки авиации в федеральных округах.

 

Оснащение новой и модернизация имеющейся авиационной техники, совершенствование авиационно-спасательных технологий

В соответствии с государственной программой вооружения до 2020 г. на оснащение авиационных подразделений поступят три вертолета Ми-8 с ВСУ-5А, а в порядке реализации распоряжения Президента России от 19.02.2011 г. № 95-рп и распоряжения Правительства РФ от 26.05.2011 г. № 902-р – два самолета Бе-200ЧС. Предлагается распределить закупаемые вертолеты Ми-8:

- 2018 г. – в АСЦ СЗРЦ МЧС России для организации базирования в аэропорту города Калининграда;

- 2019 г. – Хабаровский АСЦ МЧС России;

- 2020 г. – Жуковский АСЦ МЧС России.

Также в целях улучшения эксплуатационных характеристик самолетов предполагается провести следующую модернизацию:

- 2018 г. – в качестве пилотного проекта дооборудовать самолет Бе-200ЧС Красноярского комплексного АСЦ под установку модулей медицинских и подъемно-транспортировочным устройством;

- 2019 г. – оснастить тем же самым самолеты Хабаровского АСЦ МЧС России, а в 2020 г. – самолеты АСЦ ЮРЦ МЧС России.

Кроме этого, создание информационной базы данных авиационно-технического имущества и его категорирование позволят повысить возможности авиации в выполнении ее задач.

 

Ведение научной работы

В современных условиях развитие авиационно-спасательных технологий МЧС России не может осуществляться без научно-технического сопровождения. В интересах повышения готовности группировки сил МЧС России к действиям в зонах чрезвычайных ситуаций необходимо провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по следующим направлениям:

- развитие существующих и создание новых авиационно-спасательных технологий;

- проведение научных исследований в целях разработки новых образцов авиационной техники, оборудования и технологий и их внедрение в практику;

- разработка новых технологий и способов выполнения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и тушения пожаров;

- разработка и внедрение систем пожаротушения высотных зданий и сооружений в условиях городской застройки;

- расширение возможностей вертолетов типа Ми-8МТВ1, МТВ2, Ка-32 по выполнению поисково-спасательных работ в ночных условиях.

Помимо этого, предлагается провести в 2018 г. исследования по внедрению добавок (присадок) отечественного производства, повышающих огнетушащие свойства воды и эффективность авиационно-спасательных технологий при тушении лесных пожаров. А в течение 2018–2019 гг. целесообразно предусмотреть научные разработки опытного образца программно-аппаратного комплекса информационно-аналитической системы обеспечения деятельности авиационно-спасательных технологий МЧС России.

 

Оптимизация производственного процесса и повышение производительности труда

Данное направление предполагается реализовать путем:

- повышения эффективности труда работников, освоения смежных специальностей, что позволит сократить расходы по оплате труда; вместе с тем осуществлять социальную поддержку работников;

- сокращения времени простоя воздушных судов по причине окончания срока действия Сертификата летной годности; для этого заблаговременно проводить комплекс работ по периодическому техническому обслуживанию, оценке технического состояния воздушных судов, продлевая срок их службы (ресурс);

- концентрации усилий на основном виде деятельности за счет уменьшения численности обеспечивающего персонала и передачи непрофильных функций сторонним организациям на основании договора оказания услуг;

- исключения простоя авиационной техники посредством активного привлечения предприятий промышленности для оперативного ввода ее в строй, ремонта и обеспечения запасными частями по контрактам на техническое обслуживание.

 

Развитие внебюджетной деятельности

В рамках реализации решений МЧС России о дополнительных мерах, направленных на повышение социальной защищенности сотрудников, обеспечение комфортных условий их труда и службы в прошедшем году авиационные подразделения проводили работу по заключению договоров с субъектами РФ по доставке грузов и перевозке пассажиров на возмездной основе. Было организовано также участие в реализации распоряжений Правительства Российской Федерации по оказанию санитарно-авиационной эвакуации больных в лечебные учреждения. Такая работа осуществлялась в Магаданской, Амурской, Омской, Оренбургской, Тверской областях, Республиках Калмыкия и Тыва. Это позволило увеличить заработную плату авиационному персоналу до 40 %.

При этом руководители должны иметь в виду, что авиационные работы по внебюджетной деятельности следует организовывать с учетом первоочередного авиационного обеспечения сил МЧС России, участвующих в реагировании на чрезвычайные ситуации.

 

Подготовил Иван Ондуков, наш корреспондент. Фото Владимира Веленгурина, Владимира Смолякова и из архива редакции

От редакции

2021 г. объявлен в России Годом науки и технологий. А журналу «Гражданская защита» в этом году исполняется 65 лет. Возраст солидный. Но работы редакции хватит еще на несколько десятилетий. Ведь, как сказал в свое время еще Альберт Энштейн, «наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем и более глубокие трудности». На решение этой задачи наша редакция нацеливает не только своих журналистов, но и постоянных авторов журнала, а также каждого, кто хотел бы опубликовать свой материал в центральном издании МЧС России. Мы напоминаем всем при подготовке текстов придерживаться принципа трех «П»: Понятность, Полезность, Практичность. Этим критериям должны соотве...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Июнь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

ФотогалереяСмотреть все